ScienceHub #10: Иммуногенетика

Сохранить в закладки
Сохранить в закладки

Иммунолог Александр Апт о моделях на животных, чувствительности к туберкулезу и взаимодействии «паразит — хозяин»

В проекте ScienceHub ученые в своих лабораториях рассказывают о текущих исследованиях, новых технологиях и перспективных направлениях развития науки. В этом выпуске мы побеседовали с заведующим лабораторией иммуногенетики Центрального научно-исследовательского института туберкулеза РАМН, доктором биологических наук Александром Аптом о гомологичности геномов людей и мышей, устойчивости туберкулеза к лекарствам и проблемах, с которыми приходится сталкиваться российским исследователям.

Задачи перед нами всегда стояли примерно одни и те же. Нужно определить, какие гены в геноме мыши для начала контролируют тяжесть течения заболевания и саму восприимчивость к заболеванию. Дело в том, что эта задача очень медленно решается. Туберкулез — хроническая инфекция, даже мыши болеют по году. И хотя их можно скрещивать, получать нужные гибриды, заниматься селекцией, выведением новых линий мышей, это все равно происходит очень медленно. И от наблюдения, какие мыши болеют туберкулезом тяжело, а какие — гораздо легче, до идентификации хотя бы одного гена в моем случае прошло 15 лет. В этом году мы нашли и идентифицировали до конца и точно один из генов, который участвует в контроле туберкулезной инфекции.

Проблема устойчивости к лекарственным препаратам — это центр клинической науки о туберкулезе. Это чрезвычайно важная проблема. И здесь мы проигрываем битву с микробом. Нужно прямо сказать, что микроб умнее и быстрее эволюционирует. Бактерии прекрасно вырабатывают резистентность к лекарствам. Поэтому важно то, чтобы применяющие лекарство врачи не применяли его одно, считая, что оно от всего поможет. Это самый легкий способ отобрать резистентную к нему популяцию. Любое лекарство нужно применять в комплексе с другими препаратами. И, во-вторых, необходимо долечивать. Ни в коем случае не терять внимания к больному, просто добившись того, что у него перестали выделяться бактерии.

Туберкулез — это великолепная биологическая модель процесса взаимодействия паразита и хозяина. Это задача эволюционной биологии с применением методов иммунологии, инфекционологии, молекулярной генетики. Взаимодействие «паразит — хозяин» — это самая сложная биология, которая только бывает, потому что один геном борется с другим. И эволюция не отдает предпочтения человеку над микробом. Эволюции совершенно все равно, какая популяция будет более приспособленной. Поэтому фундаментальная проблема, как взаимодействуют два генома, чтобы достичь результатов в эволюции, — это не эволюционная цель. Цель всегда одна — общая приспособленность популяции — и микроба, и хозяина — должна повышаться. Но как достигается точка равновесия, что для этого делает микроб, что для этого делает хозяин, — это основа и иммунологии, и микробиологии.