В проекте ScienceHub мы беседуем с учеными в их лабораториях о новых технологиях, перспективах исследований и новых профессиях, которые появятся благодаря научным открытиям.

ПостНаука побывала в лаборатории исследования механизмов апоптоза МГУ им. М. В. Ломоносова и побеседовала с ее руководителем, Борисом Животовским, чтобы разобраться, что такое программируемая гибель клеток, какую роль она играет в развитии организма человека и какие исследовательские задачи стоят сегодня перед учеными в этой области.

Могут быть два нарушения программы гибели клеток. Первое нарушение связано с тем, что клетки гибнут очень быстро, не тогда, когда им нужно погибнуть, и гибнут не те клетки, которым нужно. Это приводит к целой серии заболеваний. Прежде всего это заболевания, связанные с нейродегенерацией: болезнь Альцгеймера, Паркинсона, Хатчинсона и другие. Второй пример — это болезни, связанные с ВИЧ-инфекцией, с нарушением гематопоэза и так далее.

Второй тип нарушений связан с тем, что клетки не погибают, и тогда в организме или в ткани накапливается большое число патологических клеток. Яркий пример — это канцерогенез, когда опухолевые клетки не погибают, делятся, и, соответственно, появляется опухоль. Существует целая серия заболеваний крови, связанных с этим, аутоиммунные заболевания, вирусные заболевания. Проблема с вирусами следующая: какие-то вирусы и бактерии вызывают гибель клеток, а другие, наоборот, замедляют этот процесс. Поэтому тоже можно выделить два типа заболеваний, ведущих либо к накоплению клеток, либо к их исчезновению.

FAQ: Методы лечения рака
Программируемая гибель клеток очень важна для развития процесса эмбриогенеза, развития организма в целом. Сейчас очень много работ ведется на эту тему, потому что неправильное развитие организма, неправильное развитие эмбриона связано с нарушением процесса гибели клеток. Второе направление — это патогенез различных заболеваний. Мы можем прежде всего понять, каким образом патогенез связан с нарушением различных механизмов гибели клеток. А второй момент — как это можно использовать для специфического воздействия на этот механизм, чтобы либо замедлить, либо ускорить гибель клеток.

Лекарства от рака нет, никогда не было и никогда не будет. Одного лекарства. Рак — это системное заболевание, которое нарушает работу многих органов. Более того, в разных органах опухоль развивается по-разному. Поэтому найти один препарат, который можно было бы применять против всех опухолей, нереально. При туберкулезе, например, есть препарат, который нацелен на палочку Коха и борьбу с ней. И то сейчас есть проблема с устойчивостью. Нужно найти что-то, чтобы преодолеть устойчивость при лечении туберкулеза. При лечении рака путей очень много.