Почему понятие «постмодерн» — фальсификация? Как фигура автора теряет свое значение в культуре сериалов? Из-за каких качеств Шерлок остается очень старомодным персонажем? На эти и многие другие вопросы ответил Виталий Куренной в ходе лекции, прошедшей на Винзаводе 3 апреля 2014 года и опубликованной на канале НИУ ВШЭ.

Сериалы — это не пошло. Сериалы — это очень сложно. Это тот продукт массовой культуры, который точно схватывает «дух нашего времени» — «zeitgeist», как выражались старые немецкие философы. Если кино сегодня работает на развитие, скажем так, бытовой техники, телевизоров и кинотеатров, то сериалы — это то, что стимулирует развитие новых медиа, в первую очередь интернета в самых разных видах.

Постмодерн «изобрел» Жан-Франсуа Лиотар, который написал книгу «Состояние постмодерна». Суть «диагноза», который он поставил эпохе, состояла в том, что большие нарративы (метанарративы) закончились. Они больше не могут существовать, поскольку никому не нужны: мир фрагментировался, плюрализовался. Но особенность сериала — это именно большие нарративы. И они оказались востребованными. В этом смысле вся концепция постмодерна неправильна, это фальсификация.

Сериал «Доктор Хаус» имеет страшную популярность, даже группировка «Ленинград» уже про него спела. Доктор Хаус — это образ выдающегося профессионала. Образ человека, который настолько состоялся в профессии, что это дает ему в обществе многие возможности, которые не могут себе позволить себе другие люди. Неслучайно и то, что он доктор, поскольку это один из самых древних образцов профессии. В этом смысле в «Докторе Хаусе» прекрасно показана социология профессии.

В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.