В чем отличие между испанской конкистой и английской колонизацией? Какие морально-этические конфликты существовали между индейцами и конкистадорами? Почему конкистадоры начали разрушать европоцентричную картину мира? На эти и другие вопросы ответил Андрей Кофман в ходе лекции, прочитанной 22 февраля 2014 года и опубликованной на канале IndiansWorld.

Ядро первых английских колонистов составляли пуритане, которых американцы почтительно именуют отцами нации или отцами-пилигримами. Ревнители строжайших моральных и религиозных устоев, они почитали себя божьим воинством, которое прибыло в эти земли, чтобы построить, как они сами говорили, град на горе и сад в пустыне. Христианизацию они воспринимали скорее в географическом смысле, нежели в человеческом, то есть нужно было освободить эти земли из-под власти дьявола. Если язычник приемлет Слово Божие, пусть живет, а нет — должен быть стерт с лица земли. При этом англичане не имели того развитого института миссионерства, который имели католики. Поэтому тот фронтир, который установился между двумя мирами, как пишут английские романы, в XIX веке, на самом деле установился еще на заре колонизации.

Рекомендуем по этой теме:
20032
FAQ: Парадокс конкисты
В сознании испанских конкистадоров понятия фронтира вообще не было. Они могли быть сколько угодно жестоки по отношению к индейцам: при подавлении восстания они угоняли их в рабство и так далее. Но личный интерес испанца состоял в овладении этой землей, потому что единственной наградой испанца за подвиг в конкисте была так называемая энкомьенда — надел земли с прикрепленными к нему индейцами. Поэтому конкиста подразумевает мир с индейцами, разумеется, мир испанского образца, то есть когда индеец признает испанца своим господином и станет на него работать. В любом случае, хотя невозможно отрицать, что деятельность испанцев на Антильских островах подчас принимала форму геноцида, испанцы никогда не ставили себе целью изгнать индейцев с земель, потому что тем самым вся их деятельность на землях континента обесценилась бы.

В сознании испанца образ дикаря складывается под минимальным воздействием негативных эстетических оценок. На первый план выходят другие критерии, главный из них прост и функционален — это критерий подчинения, который продиктован практикой конкисты. То есть индейцы хороши, когда они принимают конкистадоров и начинают им служить, в том числе служить тем, что приводят к покорности тех индейцев, которые оказывают сопротивление испанцам. Поскольку у испанцев не возникает ни малейших сомнений в законности своей власти, благо она освящена Папой Римским, то индейцы, которые не соответствуют этому критерию подчинения, переводятся в разряд преступников, дикарей и предателей.

В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.