В чем смысл науки? Как происходит процесс формирования суждений о политической жизни? Чем занимаются классические социологи? На эти и другие вопросы ответил Александр Филиппов в ходе лекции, опубликованной на канале Интернет-телевидения ТОГУ.

В наших рассуждениях есть часть, которую можно обосновать, и часть, которую нельзя обосновать. Часть, которая так или иначе вытекает из нашего опыта и которая может этот опыт обобщить, и часть, которая этому опыту навязана снаружи, сверху: то, чего раньше не было в опыте, но потом пришел кто-то с авторитетным суждением и сказал: «Вы думали так-то, а на самом деле дела обстоят так-то и так-то». И в этом авторитетном суждении есть то, что мы можем обосновать, и то, что не можем.

Мы все имеем какой-то опыт политической жизни или, по крайней мере, предполагаем, что имеем его. Потом мы получаем некоторое понятие об этой политической жизни из истории, философии, разного рода учебников, из сочинений людей, которые редко, не всегда, показывают, откуда они взяли свои суждения. И после того как мы это выучиваем, у нас может возникнуть впечатление, что-то, что мы знаем, и есть то самое, что является самым очевидным. Когда мы получаем какое-то новое знание, наложенное сверху на эту самую очевидность, возникают проблемы.

От того, как мы смотрим на те или иные явления, как мы их видим, зависит то, как мы их называем. Когда мы знаем, как мы их называем, выстраиваем связную речь об этих явлениях, появляется определенного рода рассказ, нарратив — это то, что играет большую роль, чем «научное знание» в точном смысле этого слова, потому что научное знание касается распоряжения научными фактами.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.