Что общего между классическим романом XIX века и социалистическим реализмом? Каким образом пришествие Гитлера к власти повлияло на советский кинематограф? Как массовый зритель взаимодействовал с традицией соцреализма? На эти и другие вопросы ответил Кирилл Разлогов в ходе лекции, прочитанной 18 ноября 2012 года и опубликованной на сайте Премия Просветитель.

Соцреализм принадлежит к числу понятий и явлений культуры XX века, которые мы поспешили скинуть с «корабля современности», не понимая, что возникло это вполне на определенной основе вследствие вполне определенных аберраций, в том числе и пути советской культуры. В основе возникновения соцреализма была идея противопоставления его формализму 20-х годов и стремление восстановить в своих правах ту самую реалистическую технологию в самом упрощенном понимании, которая восходит к классической культуре XIX века — даже не XIX века, а вообще Нового Времени, — которая впоследствии была определена двумя основополагающими понятиями: «перспектива возрождения», то есть перспектива с одной точкой схода, изображение, которое соответствует тому, как видит мир глаз, а не как понимает его наш мозг, и «объективистское повествование», что и стояло за термином «реализм» в этом его понимании. Были многие понимания термина «реализм», в том числе в философии, не имеющие ничего общего с его эстетической трактовкой, которая предполагала, что в искусстве принцип мимесиса — подражания реальности или симуляции реальности — играет определяющую роль.

Рекомендуем по этой теме:
26612
5 книг о культовом кинематографе
В теории социалистического реализма постоянно подчеркивалась разница между критическим реализмом, который был на Западе и в России до революции, и социалистическим реализмом. Основным было то, что социалистический реализм видит будущее, а критический — только недостатки настоящего. То есть, может быть, все не так хорошо, и, может быть, так же плохо, как было в тот период, когда критический реализм господствовал. Но все-таки нужно смотреть на настоящее с позиции будущего, нужно видеть перспективу.

Каждая из соцстран имела свой период славы: Польша в 50-е — в начале 60-х годов, далее великое чешское кино, убитое нашими танками в 68-м году, точнее, не столько убитое, сколько отправленное в эмиграцию в полном составе; так называемые «пражская весна» и «пражская школа»; болгарское кино 70-х годов, «черная» югославская школа, которая следовала скорее традициям неореализма, чем соцреализма в чистом виде, поскольку не давала оптимистической перспективы будущего, видимо, предчувствуя подлинную судьбу, которая ожидала страну Югославию, которая тогда воспринималась как предел мечтания советского человека — счастье почти западного образа жизни, но на социалистической почве.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.