В чем заключаются сильная и слабая версии гипотезы лингвистической относительности? Как цивилизация и культура влияют на язык и мышление? Какие существуют критерии для проверки гипотезы Сепира-Уорфа? На эти и другие вопросы ответил Максим Кронгауз в ходе лекции, прочитанной 23 марта 2012 года и опубликованной на сайте Наука и жизнь.

Гипотеза лингвистической относительности довольно бурно обсуждается уже около века. За это время она пережила пики популярности и пики остракизма, разоблачения и презрения. Мы присутствуем при огромных пертурбациях, которые существуют в разных языках мира, в том числе и в русском, потому что мир изменился. Изменения мира, культуры и политического строя неизбежно влияют на язык.

Рекомендуем по этой теме:
97743
Языковое разнообразие
Американский лингвист Аврам Ноам Хомский был приверженцем идеи врожденных языковых способностей, независимых от мышления, и создателем идеи универсальной грамматики, хотя и опирался на идеи Декарта и более ранних философов. Он считал, что грамматика дана человеку в готовом виде так же, как законы природы.

В языках есть что-то общее и различия поверхностны. Из врожденности выводится тезис о глубинном единстве всех языков, то есть у нас в голове есть некий механизм, отвечающий за язык, и он реализуется в том случае, когда ребенок попадает в человеческое общество. Эта идея — главный противник гипотезы Сепира–Уорфа на протяжении XX века и до сегодняшнего дня.

В новой рубрике мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном для вас формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.