Кем на самом деле были старообрядцы? Каково влияние форм гражданской самоорганизации на секулярные формы самоорганизации в пореформенной России? Существует ли в старообрядчестве идея о божественном предопределении человека? На эти и другие вопросы ответил Алексей Муравьев в ходе лекции, прочитанной 10 сентября 2013 года и опубликованной на сайте «НИУ ВШЭ».

Если посмотреть на тот тип цивилизации, который представляла собой Древняя Русь до XVII века, и поставить этот тип в контекст цивилизационной истории, можно увидеть, что этот тип представлял собой классическую цивилизацию христианского Востока. Подобные цивилизации были в Сирии, Картли, Армении, в других странах Ближнего Востока. Во многом эти цивилизации скрыты покровом арабизации, так как после арабского завоевания VII века возникло на вид единое исламское государство, а Империя ромеев, давшая этим цивилизациям «Византийского содружества» основные формы и способы культурной жизни, постепенно умалялась и исчезла к XV веку.

Рекомендуем по этой теме:
11557
FAQ: Транснациональная история
Модернизация была требованием времени, общества осознали некоторую необходимость внутреннего изменения, и она была реализована через разные духовные процессы: через присоединение к Римско-католической церкви для мелькитов и части армян и грузин, через национально-религиозные движения обновления у коптов, через евстафианство у эфиопов. На фоне общего арабо-исламского возрождения это был ответ, например, для христиан Маронитской церкви — получить приличное социальное место, не быть гонимыми, убогими, жалкими, а стать вполне современными людьми и вдобавок выработать определенную систему самоуправления, которая бы соотносилась с важными и твердо стоящими институтами вне их страны.

В старообрядческом вероучении есть все, что есть в православном, кроме развития новейшего времени. Оно традиционно восходит к Византии и Руси, поэтому в той мере, в которой оно есть в византийско-русском православии, оно есть и в старообрядчестве, но в мягкой форме. Большее значение для старообрядцев имеет представление о человеке как об ответственном существе, которому Бог дал свободу на земле, но свобода ограничена рамками ответственности.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так, мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.