Когда и как образовалось слово «риторика»? Что помогает человеку осмысленно строить высказывания? Как научиться слушать? На эти и другие вопросы ответил Гасан Гусейнов в ходе лекции, прочитанной 12 июня 2013 года и опубликованной на сайте Института УНИК.

Главное достоинство живой речи человека не в том, что и как он говорит, а в том, как он слушает. Мы живем и общаемся внутри наших поколений. С точки зрения классической риторики, задача, которую придумали греки, состоит в том, чтобы как можно лучше, убедительнее, вразумительнее и понятнее и нам, и другим организовать это речевое сопровождение. Говорить так, чтобы нас поняли, но и слушать так, чтобы понимать другого.

Риторика как наука сложилась во времена, когда не было никакой письменности, когда для закрепления своего знания люди пользовались внеписьменными средствами, картинками. Они уже умели говорить, но еще не умели записывать эту речь. Запись речи появилась через несколько столетий после того, как сама речь была осознанна в качестве источника знания и умения манипулировать другими людьми.

Риторическая ситуация — это ситуация, в которой обстоятельства меняются в зависимости от того, что говорим мы и что говорят другие. Есть люди, которые почти перестали обмениваться словесными сообщениями и обмениваются лишь визуальными, изобразительными — фотографиями — и сопровождают это двумя-тремя словами. Наша риторическая ситуация отличается от ситуации древних людей в одном отношении: мы окружены множеством легко порождаемых нами же образов, речевых конструкций, не только словесных, но и числовых, составленных из знаков препинания, и эти конструкции могут означать разные вещи для разных людей, для разных слоев общества.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.