В новой рубрике мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так, мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.

Как делаются открытия и создаются теории? Какова роль отрицательных знаний в науке? Можно ли сделать открытие по заказу? На эти и другие вопросы ответил Эрлих Генрих в ходе лекции, прочитанной 5 марта 2013 года, организованной Лекторием Политехнического Музея

Наше знание о природе всегда неполно, и никакое количество экспериментальных фактов не может нам дать полную картину окружающего мира. Факты, которыми располагает научное сообщество — есть лишь некоторый образ этого мира, который еще нужно распознать. Положение усугубляется тем, что один человек просто физически не способен усвоить весь этот массив экспериментальных данных, поэтому при создании теории, ученые оперируют ограниченным количеством фактов и зачастую меньшей их частью.

Рекомендуем по этой теме:
9549
Главы | Наука не знает классиков
Большинству людей свойственно думать. Особенно к этому предрасположены ученые. Их раздумья воплощаются в идеи, гипотезы и теории. Они не ждут пока наука накопит достаточное количество фактов. Для того, чтобы начать думать, часто им достаточно одного факта — первого, непроверенного. Иногда им вообще не нужны никакие факты. Таким образом, идеи в научном сообществе генерируются непрерывно, зачастую параллельно и независимо.

Роль отрицательных знаний в науке очень велика. Наука развивается в большей мере именно благодаря отрицательным результатам. Новые теории зачастую появляются благодаря тому, что старая не может объяснить какие-то факты. К сожалению, в научной литературе в последние годы прослеживается опасная тенденция, своеобразное торжество позитивного мышления: полное исключение упоминания об отрицательных результатах.