В новой рубрике мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.

От чего зависят такие человеческие качества, как доверчивость, благодарность, склонность к кооперации и эгалитаризм? Что влияет на формирование политических убеждений? Какую роль в жизни человеческих коллективов играют кооперация и альтруизм? На эти и другие вопросы ответил Александр Марков в ходе лекции «Происхождение разума, эмоций и морали: обзор некоторых новейших достижений эволюционной психологии», прочитанной 25 ноября 2010 года и опубликованной на образовательном видеопортале «Univertv.ru»

Из всех эволюционных идей именно идея о биологическом, эволюционном происхождении человеческой психики вызывала и продолжает вызывать самое ожесточенное сопротивление и у широкой публики, и у религиозных деятелей, и даже у некоторых учёных.

Человеку очень трудно избавиться от врожденной склонности к дуализму, то есть к проведению непроходимой грани между материальной и так называемой духовной сферой. Очень трудно избавиться от чувства собственной важности и уникальности.

Все аспекты нашей психики, включая самые высшие, такие как мораль, имеют вполне материальную нейрофизиологическую основу. Подобно тому, как мы можем сказать, что глаз — это орган зрения, так же в нашем мозге есть специализированные отделы, ответственные за ключевые психические функции. И если мы согласны с тем, что глаз мог развиться эволюционным путём, то почему не согласиться с тем, что и отделы мозга, которые фактически являются органами речи, или органами совести, не могли развиться также. Все эти особенности в какой-то мере зависят от генов, то есть свойства нашей психики определяются не только воспитанием, но и врождёнными свойствами мозга, предрасположенностями к тем или иным чувствам, эмоциям, пристрастиям, идеям. Поскольку гены на всё это влияют, эти признаки вполне могли развиваться эволюционным путём, так же как и любые генетически обусловленные признаки.

В последнее время быстро накапливаются факты, свидетельствующие о том, что даже самые «высшие» проявления нашей психики, такие как мораль, имеют вполне материальную основу; что соответствующие психологические механизмы возникли в результате биологической эволюции.

Выявляются конкретные области мозга, отвечающие за те или иные аспекты наших моральных суждений. Факты, добытые нейробиологами, говорят о существовании материальной, нейрологической основы человеческой духовности. Но чтобы говорить об эволюции этих особенностей психики, нужно доказать, что они имеют хотя бы отчасти наследственную, генетическую природу, и что они подвержены наследственной изменчивости, и поэтому на них может действовать отбор. Такие исследования тоже проводятся и дают интересные результаты.