ТЕЗАУРУС
изображение для темы neyrogenez

Нейрогенез

Нейрогенез — образование новых нейронов из нервных стволовых клеток-предшественников, происходящий в мозге на протяжении всей жизни. С процессами нейрогенеза связывают способность обучаться новому. Во взрослом человеческом мозге нейрогенез происходит в зубчатой фасции гиппокампа и в стенках желудочков мозга с проекциями в обонятельные луковицы. Последние работы демонстрируют нейрогенез и в ряде других структур мозга: в хвостатом ядре, фронтальной коре, первичной и вторичной моторной и соматосенсорной коре, однако там он проистекает менее активно.

Скорость нейрогенеза у человека оценивается в 700 нейронов ежедневно, а в год обновляется около 1,75% всего гиппокампа. С возрастом активность процесса снижается, и происходит удлинение продолжительности клеточного цикла предшественников нервных клеток. Уровень новообразования нервных клеток, в частности, в зубчатой фасции может меняться под воздействием множества факторов. Клетка-предшественник проходит длительный период пролиферации и дифференцировки, прежде чем стать молодым нейроном и встроиться в нейронные сети. Около половины новорожденных клеток погибают.

К стимулам, способствующим процессу нейрогенеза, можно отнести процесс обучения, физические упражнения, например бег, прием антидепрессантов, эстрогенов, социальную активность. К отрицательным же стимулам относят стресс, чрезмерную активность глутамата, хроническое недосыпание, злоупотребление опиатами, алкоголем и множество прочих общенегативных для мозга вещей.
еще 15 понятий