ТЕЗАУРУС
изображение для темы belok

Белок

Белок — органическая макромолекула, состоящая из аминокислот — звеньев, соединенных линейно одно за другим, как бусинки на ниточке. Функционирование белков лежит в основе большинства процессов жизнедеятельности клетки. В ней белки синтезируются на рибосоме из последовательности аминокислот на основе матричной РНК, которая является копией с ДНК — инструкции по сборке белка.

Большинство белков построено из двадцати разновидностей аминокислот, многообразие комбинаций которых обеспечивает разнообразие форм организации живого. В некотором упрощении белок можно представить как трехмерный пазл, отдельные элементы которого соединены ниткой. Каждый такой «пазл» складывается в миниатюрный трехмерный инструмент, выполняющий определенную функцию в клетке.

Так, белки, называемые ферментами, катализируют протекание биохимических реакций, ускоряя их в сотни или тысячи раз, и участвуют в внутриклеточном обмене веществ. Другие белки выполняют структурную функцию, образуя цитоскелет, который поддерживает форму клетки. Белки, расположенные на мембране, участвуют в переносе веществ внутрь клетки и играют важную роль в сигнальных системах, в том числе при иммунном ответе. Также белки задействованы в клеточном цикле, контролируют экспрессию генов, активность других белков и многое другое.

Добавить в закладки