В формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения по поводу основных проблем преподавания теории эволюции в школе.

chabovsky

Андрей Чабовский

доктор биологических наук, заведующий лабораторией популяционной экологии Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН

У меня не было опыта преподавания биологии в средней школе, но, не зная процесса, имею дело с продуктом, в том числе со студентами-первокурсниками. По-моему, теорию эволюции в школе вообще не преподают. Вообще есть словосочетание «эволюционная биология» в современных школьных курсах? Я не знаю. Мы успешно привлекаем к работе школьников, но все они продукт биологических кружков и/или «специальных» школ, и по ним нельзя судить о школьном образовании в целом.

Теория эволюции должна быть основой всего курса биологии в школе, его стержнем с самого начала обучения предмету. Надо обратить внимание на удивительное разнообразие жизни и загадку его происхождения, постепенно разгадываемую с переменным успехом на протяжении сотен лет. А уже потом, с акцентом на эволюционные процессы, изучать строение клетки растений и животных, разнообразие тычинок и пестиков, жгутиков, лап, ушей, хвостов, прочих внутренних и внешних органов, ландшафтов, природных зон, поток и обмен веществ, жизненные циклы, размножение, механизмы изменчивости и наследственности. Эволюционные идеи должны быть основой изучения всей биологии. Тем более что основные загадки, принципы и механизмы эволюции можно объяснить просто и доступно, включая роль ДНК, причем так, чтобы это не осталось просто аббревиатурой, которую должен знать каждый приличный человек. Завершить курс школьной биологии можно эволюцией теории эволюции, происхождением жизни.

Рекомендуем по этой теме:

Важно также в самом начале объяснить ненавязчиво, что мы тоже продукт биологической эволюции: мы устроены по подобию братьев наших меньших, а не наоборот. Тогда будет легче объяснять и основные закономерности эволюции. Может, это лоббизм, но поведение животных и человека — это недооцененный, как мне кажется, в школьных курсах предмет для изучения и понимания эволюции. И, что важно, привлекательный для любого возраста.

Также важна практика, если не «живая» в каких-нибудь лабораториях (даже экскурсия к ученым или в музей — это большое дело), то хотя бы компьютерная или через кино и прекрасные лекции для детей, доступные в специальных образовательных программах. И еще игра «Эволюция» — прекрасный образовательный продукт.

Конечно, может, все именно так и устроено, но мне кажется, что нет. Один знакомый мальчик к первому сентября вдруг вспомнил, что должен был за лето сделать практическую работу по биологии. Пошел, купил двух рыбок — одну большую, другую маленькую, посадил в банки и подписал: «Эту все лето кормил» и «Эту все лето не кормил». Получил пять.

severtsov

Алексей Северцов

Доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ

Основных проблем в преподавании теории эволюции в школе две. Первая — это учебник Вертьянова, то есть попытка переиначить биологию под религию, что вредно и для биологии, и для религии. Этот учебник принят не во всех школах, но он достаточно широко распространен. Вторая проблема — общая «болезнь» всех школьных программ — это неполнота. Но с этим ничего не сделаешь, ведь школа есть школа.

Рекомендуем по этой теме:

То, что написано в Библии, то есть сотворение мира за 6 дней, никак не укладывается в современную не только биологию, но и геологию, дантологию и так далее. Но поскольку с физикой спорить трудно, спорят с биологией, и в основном по вопросу, произошел человек от обезьяны или нет, эта проблема остается со времен Дарвина. Естественно, ортодоксальная православная религия этого не приемлет, хотя ортодоксальная католическая религия приняла уже давно. Дело в том, что трудно увязать с религией то, что мы знаем об эволюции, — там творение, тут развитие. Поэтому не прекращаются нападки, попытки фальсифицировать биологические факты или хотя бы интерпретировать их с религиозных позиций.

Под теорию эволюции отводится недостаточное количество часов в школе, но на сегодняшний день мало часов отводится на биологию в целом. И это очень плохо.

mednikova

Мария Медникова

доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН

Я никогда не преподавала в средней школе. Но у меня есть опыт преподавания на протяжении нескольких лет первокурсникам, будущим психологам, в том числе опыт чтения лекций по эволюционной антропологии. Поэтому я могу судить о степени подготовки недавних абитуриентов преимущественно московских школ.

Во-первых, безусловно, существует колоссальный разрыв между школами. Некоторые из них очень хорошо известны, и о судьбе их выпускников не стоит беспокоиться. Но подавляющее большинство составляют другие учебные заведения. В системе ценностей нашего среднего образования биология не является главным предметом. В этом меньше всего стоит винить учителей, на которых лежат большие нагрузки, большая бумажная работа. Но результаты налицо.

Рекомендуем по этой теме:

Молодые люди восполняют пробелы в своих познаниях не из школьного курса, а из других источников, где на поверхности плавают довольно мутные образцы. Иногда слушать ответы студентов относительно деталей становления человечества на экзаменах было смешно, но все чаще это становилось печально. К числу самых экзотических и симпатичных версий я могу причислить происхождение человека от медведя или от инопланетян.

Часто можно слышать, что школьные и даже вузовские учебники отстают на десятилетия от современного состояния науки. Дескать, напишем хороший учебник и решим проблему. Боюсь, что это не решение, ведь в самых устарелых учебниках нет ни о медведях, ни о пришельцах, а есть о дарвинизме. Кроме того, любой учебник должен быть прочитан. А если люди ставят целью отказ от научного знания как такового, они этого просто делать не будут.

Я думаю, коренным образом улучшить преподавание биологии в школе станет возможным, когда мы изменим ситуацию за ее пределами. Когда неприличным станет для врача или телеведущего изрекать фразы типа «Неужели вы думаете, что человек действительно произошел от обезьяны?» или «Как широко известно, теория Дарвина давно опровергнута (вариант: устарела)…». Пока мы очень от этого далеки.

Что можно сделать в конкретной ситуации? Сегодня на школьного учителя, преподавателя вуза ложится особая ответственность. Говоря о теории эволюции, надо быть суперпрофессиональным, располагать новыми фактами, излагать не занудно и не формально. Роль личности в истории очень велика, и преподаватель теории эволюции должен быть харизматичным. По счастью, такие люди у нас в стране есть, и они присутствуют в медийном пространстве. По-настоящему мы нуждаемся в новой эпохе просвещения. Нельзя допустить, чтобы наша страна попала в неосредневековый тупик.

markov

Александр Марков

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, профессор РЭШ, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ

Я не имел дела с первокурсниками-биологами, но это и не выборка для оценки знаний по теории эволюции после школы — они готовятся к поступлению и специально занимаются дополнительно. Но я работаю с первокурсниками-экономистами. Чтобы не заморачиваться, я просто считаю, что их уровень знаний по эволюционной биологии равен нулю, что, в принципе, недалеко от реальности, и мы с ними всю программу проходим с начального уровня. То есть, по-моему, тем уровнем биологической грамотности, который прививается в средней школе, если не брать, конечно, специализированные классы специализированных школ, можно смело пренебречь, считать его нулевым.

Рекомендуем по этой теме:

Когда студентов тестируешь на первых занятиях, чтобы проверить базовый уровень, получается, как правило, очень большой разброс. От ребят с нулевым уровнем, которые вообще ничего не знают по биологии, до ребят с очень хорошим уровнем, какой бывает у старшеклассников, интересующихся биологией, читающих книжки, самостоятельно изучающих интересные им темы. Но преобладает, конечно, низкий уровень знаний. Детей, которые хорошо знают биологию, единицы.