Точка зрения | «Покупка» иностранных профессоров

Сохранить в закладки
2948
5
Сохранить в закладки

Мнения экспертов ПостНауки о роли зарубежных специалистов в российской науке

В формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения о роли иностранных ученых в развитии российского высшего образования.

protasov

Станислав Протасов

кандидат физико-математических наук, преподаватель Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

В первую очередь в России копируются педагогические методики, которые являются инновационными за рубежом. Привлекать опыт инновационных педагогов в технических специальностях в том числе — это как минимум неплохо.

Важно понимать, что компьютерная наука практически не имеет границ. Мы всегда можем обратиться к курсам, доступным в интернете, всегда можем читать самые свежие учебники, и у нас нет дефицита знаний в области компьютерных наук. Например, Яндекс открывает факультет в Высшей школе экономики. В первую очередь организаторы заимствуют образовательные методики, подход к обучению, потому что материал ни для кого не закрыт. Все данные международно-доступные. Если ты знаешь английский язык, ты сможешь изучить ровно то же, что и студент любого западного университета.

Нужно разрабатывать новые подходы к образованию. Чтобы улучшить методику, не нужно привозить человека издалека и заставлять его делиться своими знаниями, потому что его знания не уникальны. К тому же компьютерные науки достаточно хорошо развиты в стране. У нас, может быть, не хватает выпускников для обеспечения рынка, но при этом наша школа — топовая, наши академические успехи в области компьютерных наук не отстают от западных.

Создаются передовые технологии, компьютерные науки очень хорошо преподаются в Москве в лучших вузах, в Петербурге есть ИТМО, который по всем характеристикам является одним из ведущих. Мне кажется, не нужно привлекать людей, важно разрабатывать методологию в компьютерных науках, а знания общедоступны.

safonov

Александр Сафонов

кандидат технических наук, вице-президент по развитию Сколтеха

Несмотря на то, что технологии связи по понятным причинам стратегически важны для страны, на сегодняшний день серьезных исследований и разработок в области телекоммуникаций в нашей стране, увы, почти не ведется. Исключения, и очень яркие, существуют, но их можно пересчитать по пальцам одной руки! Учитывая скорость, с которой меняется мир телекоммуникаций, вести преподавательскую деятельность в этой области могут только люди, работающие и ведущие исследования сегодня. По этой причине в современных вузах практически нет образовательных курсов, которые позволяли бы готовить специалистов, способных разрабатывать новые телекоммуникационные технологии. Специалисты телекоммуникационных операторов имеют дело с настройкой и обслуживанием оборудования, разработанного в других странах, очень поверхностно понимая, как сложно устроен телефон или модем для ноутбука, сколько блестящих открытий положено в их основу. Для восполнения этих пробелов в нашей стране, т. е. для перезапуска культуры образования, научных исследований и разработки технологий в области телекоммуникаций, приглашение западных (да сегодня уже и восточных!) ученых и инженеров — необходимость.

ipetrov

Игорь Петров

доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой информатики МФТИ, член-корреспондент РАН

Иностранных ученых приглашать нужно, но только так, чтобы «лоб об пол не расшибить». Что я имею в виду? Во-первых, их нужно приглашать на работу в те направления, которые у нас исчезли за последние 25-30 лет. Во-вторых, в первую очередь надо приглашать наших же ученых, которые уехали за границу и сейчас поддерживают неформальный контакт с российскими научными школами. В-третьих, их нужно приглашать не на позиции заведующих кафедрами, лабораториями, как сейчас это делается, а на должности высокооплачиваемых научных консультантов и научных сотрудников.

Заведующими лабораториями и директорами научных центров должны быть наши ученые, которые живут в России. Это весьма существенно, потому что мы должны отстаивать интересы своей науки. У иностранных ученых могут быть свои интересы. Я встречался с подобной ситуацией в своей практике, когда меня пригласили организовать некоторую лабораторию под руководством иностранного ученого. Он поставил задачи, которые были интересны ему, а у нас эти задачи были уже достигнуты, и нам это было неинтересно. Приглашая ученых из-за границы, мы должны тщательно проверять их квалификацию, потому что не раз были ситуации, когда у нас имелись гораздо более квалифицированные ученые, чем те, которых мы приглашали.

Приглашением зарубежных специалистов должны заниматься не чиновники, а ученые, в первую очередь ученые Российской академии наук. Наша академия наук очень высокого уровня, хотя сейчас на нее объявлена откровенная травля. Также в этом должны участвовать ученые из наших отраслевых институтов и ведущих университетов. Но именно ученые, а не чиновники, потому что чиновникам в науке делать нечего. Наука — это пространство, в котором должны быть люди, занимающиеся творческой работой.

Выращивать своих специалистов — это главная наша задача, и очень неправы те, кто говорит, что у нас отсталое высшее образование. Эти люди просто не знают, что такое высшее образование. У нас есть элитные вузы самого высокого мирового уровня, например МФТИ, механико-математический факультет МГУ, Новосибирский государственный университет, и еще десяток вузов, где работают квалифицированные специалисты, профессора самого высокого мирового уровня, которые готовы выращивать наших молодых ученых.

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration