Если ваше сердце сжимается при виде горько плачущего ребенка, это работа эмпатии. Этот феномен активно изучают психологи, нейрофизиологи и эволюционные биологи: если в 2006 году число публикаций об эмпатии в базе данных Web of Science не превышало 200, то в 2019-м количество статей возросло до 3277. ПостНаука спросила психолога Татьяну Карягину, как сопереживание отразилось на эволюции и почему оно выступает необходимым условием развития личности.

Эмпатия — это способность человека сопереживать ближнему и разделять чужие эмоции. С точки зрения нейронаучных и эволюционных исследований эмпатия помогает человеку понять переживания другого на интуитивном уровне. Эмпатия дала человеку важную эволюционную выгоду — способность быстро предсказывать поведение других и ориентироваться в социальной ситуации: например, убежать от агрессора или помочь человеку в подавленном состоянии. Кроме того, эмпатия была необходима для организации сообщества: понимание ближнего позволяет людям сосуществовать и помогать друг другу.

В начале XX века ученые стали изучать функции эмпатии более детально, с опорой на психологию, в частности постфрейдистский анализ. Психолог и психотерапевт Карл Роджерс и психоаналитик Хайнц Кохут считали эмпатию условием личностного развития. Если ребенок не испытывает на себе эмпатию, то есть не получает внимательного и сочувствующего отношения к своим переживаниям, понимание себя у него не формируется. Для него самого переживания остаются смутными и пугающими.

Наблюдение за младенцами дает ученым многое для понимания эмпатии. Психолог Эдвард Троник провел эксперимент для изучения взаимодействия матери и ребенка: в нормальных условиях они играют, мать откликается на поведение ребенка, отражает его мимику и жесты. Родитель выступает для ребенка зеркалом, в котором отражаются его чувства и действия. Троник попросил женщину перестать реагировать на ребенка на несколько минут — малыш ощутил дискомфорт и начал плакать. Эксперимент Троника подтвердил: эмпатия — неотъемлемый элемент социализации, оказывающий огромное влияние на развитие младенца.

Эмпатией обладает любой человек. Часто можно услышать, что у людей с расстройствами аутистического спектра она отсутствует, однако это не совсем верно. При таких ментальных особенностях люди сталкиваются с трудностями в распознавании невербального поведения, но это никак не влияет на их способность к сопереживанию[]Dziobek, I., K. Rogers, Fleck, S., M. Bahnemann, H. R. Heekeren, O. T. Wolf, and A. Convit. 2008. «Dissociation of cognitive and emotional empathy in adults with Asperger Syndrome using the Multifaceted Empathy Test (MET).» Journal of Autism and Developmental Disorders 38: 464–473.

Тем не менее у некоторых из нас эмпатия развита хуже. Такие люди слабо реагируют как на смерть домашних питомцев, так и на новости о том, что кого-то из их друзей повысили. Им трудно общаться, предсказывать поведение других. Им часто неинтересны кино и литературные произведения, восприятие которых основано на сопереживании, вживании в персонажа.

Без развитой эмпатии жизнь человека становится плоской. Кроме того, эмпатия нужна нам для формирования гармоничных отношений друг с другом и успешной кооперации. Она вносит большой вклад в нашу внутреннюю мотивацию для помощи и альтруизма.

task-image
Эмпатию можно рассматривать не только как часть эмоциональной жизни, но и как нейрофизиологический процесс. Какой тип нейронов отвечает за нее?
Эфферентные