Защитная система мозга

О том, как развивалась история изучения нервных клеток, почему сложно доставлять лекарства напрямую в мозг и как Лина Штерн придумала концепцию защитной системы мозга, рассказывает биолог Наталья Фонсова

8 июня 2018

Изучая клеточное строение нервной системы, Камилло Гольджи заметил внутри нейронов тонкую сеть из переплетенных нитей — органоид, с которым связано формирование внутриклеточных включений. Эта система получила название комплекса Гольджи и позднее была обнаружена во многих других клетках

p-partner-img
пирамидальный нейрон // wikimedia.commons.org
структура сетчатки, рисунок Рамон-и-Кахаля // wikimedia.commons.org

пирамидальный нейрон // wikimedia.commons.org

В синапсах происходит преобразование электрических сигналов в химические и обратно — химических в электрические. Таким образом, синапс — это место функционального контакта между нейронами, в котором происходит передача информации от одной клетки к другой.

Не стоит забывать о процессе нейрогенеза: все же в мозге взрослого человека способны образовываться новые нейроны, но это возможно только в субвентрикулярной зоне и гиппокампе.

null

Различают пассивный и активный транспорт веществ внутри клеток. Пассивный транспорт происходит без затрат энергии и осуществляется по электрохимическим градиентам. Активный транспорт требует энергии, которая часто расходуется в результате разрыва химических связей АТФ и происходит вопреки концентрационному или электрическому градиенту.

астроциты