Rating@Mail.ru

Психология инноваций

Психология инноваций
психология
Психология
399 публикаций
12 Марта 2018
Психолог Сергей Яголковский о видах инновационности, грамотном лидерстве и влиянии коллектива на креативность

Среди психологических характеристик человека в последнее время выделяют особое качество — инновационность, то есть умение работать с прорывными идеями, способность первым их увидеть и взяться за их реализацию. Появилась психология инноваций — отдельное направление исследований, посвященное психологическому анализу процессов, которые приводят к появлению инноваций. Это проекция инновационного процесса и инноваций на психику человека: как это в ней представлено, как появляются инновационные идеи, как они реализуются, как человек справляется с трудностями на пути их практической реализации, как он видит инновации и инновационный процесс. 

Инновационность и креативность

Инновационность и креативность — это психологические категории, которые играют важную роль в процессе рождения, развития и практической реализации новых идей. Они лежат в смежных областях, но все-таки это разные вещи. Креативность — это способность человека создавать новое, порождать идеи. А инновационность — это скорее способность обращаться с этим новым, доводить идеи до практического воплощения, а также компетентность человека и его продуктивность на всех этапах инновационного процесса.

Не всегда люди с высоким уровнем инновационности отличаются высокой креативностью, и, наоборот, креативным людям зачастую бывает тяжело взаимодействовать с чужими творческими идеями. Это в определенной степени может диктоваться ревностью или даже завистью к другому автору оригинальной идеи. Творческий человек необязательно должен быть инновационен, и наоборот.

Хороший инновационный менеджер — это человек, чувствительный к новому, умеющий находить потенциально интересные для разработки и внедрения идеи. Он не обязан что-то выдумывать, он должен просто уметь правильно распорядиться хорошей идеей и довести ее до практического воплощения. 

Виды инновационности

В научной литературе представлены многочисленные определения и описания инновационности. Ее можно анализировать с трех сторон. Во-первых, это способность человека быть впереди, выхватывать самые потенциально интересные идеи. Во-вторых, набор психологических факторов, повышающих вероятность того, что человек окажется инноватором. В-третьих, инновационность может быть понята как способность успешно и быстро разбираться в новых идеях и технологиях. 

В научной литературе представлены разные виды инновационности. Можно выделить сенсорную инновационность, связанную со стремлением человека получать удовольствие от взаимодействия с объектами или явлениями внешнего мира. Это также может проявляться и в поведении: например, человек с высоким уровнем сенсорной инновационности может любить риск, экстремальные виды спорта, необычные путешествия. 

Изображение: Психология инноваций — parallax 2 //

Второй вид инновационности — когнитивная инновационность — стремление получать новые знания, находить новые закономерности в функционировании нового; потребность разбираться в новых научных направлениях и современных технологиях.

Разделяют также врожденную и реализованную инновационность. Врожденная инновационность свойственна человеку в любой ситуации, она во многом предопределяет его инновационное поведение. Реализованная инновационность проявляется у человека в конкретных поведенческих актах. То есть в первом случае речь идет о внутреннем мире, характере, наследственных факторах, а во втором случае — о реальных действиях человека и осуществленных им поведенческих актах.

Теория диффузии инноваций объясняет, как, почему и с какой скоростью новые идеи распространяются через разные культуры.

Если говорить о классификации людей по уровню инновационности, есть несколько известных моделей. Одна из них появилась в рамках теории диффузии инноваций. В ней выделяются инноваторы, которые чувствительны к новому и готовы идти ради него на риск. Есть люди, менее эффективные во взаимодействии с новым, менее склонные к рискованным решениям, но все равно способные взаимодействовать с инновациями. А есть и те, кого называют опоздавшими: изменившуюся реальность, новые технологии, новые продукты они видят в последнюю очередь, они наименее восприимчивы к ним.

Dr. Michael Kirton

Другая теория, автором которой является Майкл Кертон, называется адаптационно-инновационной. Он разработал специальный опросник-шкалу, с помощью которого можно разделить людей на инноваторов и адаптаторов. У тех, кто по этому опроснику оказывается инноватором, представлены личностные характеристики, которые помогают человеку быть впереди, принимать риск, проявлять чувствительность к новому, отыскивать новые идеи. Люди, которые по своим личностным характеристикам оказываются на другом конце шкалы, могут быть консервативными, не очень чувствительными к новому, не хотят рисковать ради него, предпочитают устоявшееся положение вещей.

Организационная инновационность 

Выше речь шла об индивидуальной инновационности, хотя этой характеристикой могут обладать организации и коллективы. Под организационной инновационностью понимается потенциал организации в смысле рождения и реализации инноваций, который может оказаться в ней востребованным и реализованным либо так никогда и не проявиться. В организации этот потенциал определяет ряд факторов, в том числе лидерство, личностные характеристики менеджеров и специалистов, их инновационные качества. Важную роль играет общий психологический климат в организации и ее структурные характеристики: жесткая она или, наоборот, динамичная, насколько такая структура способствует или противодействует инновациям.

Как эффективно искать новые идеи на мозговом штурме?

На организационную инновационность влияет стиль управления организацией, а также уровень допустимого риска в ее функционировании. В одних организациях не хотят рисковать и предпочитают спокойный и стабильный бизнес. А в других, например в венчурных компаниях, риск является основой их деятельности: они занимаются вкладыванием денег в то, что может не принести и, скорее всего, не принесет результата. Но все же есть небольшой процент вероятности того, что деньги будут вложены в действительно прорывной проект, который окупит все потери на остальных проектах. Компании также могут различаться по своему отношению к творческой инициативе: в одних коллективах ее могут всячески поддерживать, что способствует организационной инновационности, а в других чуть ли не наказывать за это.

Изображение: Психология инноваций — parallax 6 //

Лидерство и инновации

В одной из классификаций видов лидерства выделяется два его типа: транзакционное и трансформационное. Под транзакционным понимается классический, традиционный вид лидерства, когда лидер управляет своими подчиненными, наказывая или вознаграждая их, что-то объясняя и показывая, как надо делать, транслируя требования сверху. Это понятный вариант лидерства, который реализуется в большинстве организаций. 

Второй вид — трансформационное лидерство — чрезвычайно важен для инновационных прорывов и инновационного развития. Такой вид лидерства меняет сотрудников, воодушевляет их. В случае с классическим лидерством, конечно, в работу тоже могут вноситься какие-то новшества и изменения, но отношение сотрудников к работе не меняется, они продолжают выполнять свои функции «по накатанной». В трансформационном лидерстве сотрудники заражаются примером начальника (или того, кто играет роль лидера), у них меняется представление о возможном и невозможном, они начинают верить, что невозможное возможно, и сами способны сделать невозможное. Здесь очень важную роль играет харизма лидеров. Также в этом случае имеет место когнитивная, интеллектуальная стимуляция подчиненных: чтобы заразить коллег своими идеями и энтузиазмом, лидер должен не только сам быть мотивирован и демонстрировать свое вдохновение, но и иногда подкидывать идеи, чтобы показать пример продуктивной интеллектуальной инициативы.

Изображение: Психология инноваций — parallax 10 //

Роль лидера в организации трудно переоценить. Но и рядовые сотрудники и менеджеры в контексте инновационного развития организации могут выполнять важные функции. Среди них могут быть прорывные, креативные люди, созидатели — «криэйторы», которые продуцируют новые идеи, предлагают поменять процессы в компании, ее структуру, пойти на риск. Но таких обычно меньшинство.

Но кроме них в контексте инновационного развития организации важную роль играют такие менеджеры и специалисты, которые хорошо понимают «криэйторов» и их идеи и готовы принять посильное участие во внедрении порожденных первыми идей. Они могут быть для «криэйторов» прикрытием, надежным тылом: после появления идей и их утверждения они спокойно, методично и эффективно продвигают, реализовывают и курируют эти новые начинания.

Если организации удается работать по такой схеме, когда креативные сотрудники придумали идеи, а исполнители помогли их успешно реализовать, то это нужно сделать нормой деятельности организации. И в этом смысле в контексте инновационного процесса появляется стабилизационная функция. Ее могут выполнять специалисты, которые стабилизируют изменения, делают их естественной и гармоничной частью идущей по инновационному пути развития организации.

Инновации удачные и не очень

Существует несколько различных видов инноваций. Их можно разделить на инкрементальные и радикальные. Инкрементальные инновации — это частичные, локальные изменения, которые не приводят к кардинальным переменам. Радикальные инновации обычно сильно меняют положение вещей. Они сродни революциям в тех или иных сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому критерии успешности для инкрементальных и радикальных инноваций могут оказаться совсем разными. Ведь если что-то меняется радикально, то на каких-то этапах этих изменений могут быть провалы и неудачи. И это не снижает роли и значения этих радикальных изменений. 

Мартин Купер, изобретатель из компании Motorola, с разработанным в 1973 году первым мобильным телефоном, который можно было держать в одной руке // Wikipedia.org

Несколько десятилетий назад появились мобильные телефоны, и это сильно изменило нашу жизнь. Это во многом стало радикальной инновацией как минимум в масштабе развития коммуникационных технологий. Но мы еще помним, что первые годы качество мобильной связи было не очень хорошим, покрытие сети было не везде, сами телефоны могли плохо работать, они были довольно громоздкими и не совсем удобными. Можно это считать успешной инновацией или нет? Безусловно, это успешная инновация в смысле радикальности, ведь появилось новое направление развития связи, новое измерение, в рамках которого люди могли связываться друг с другом. С другой стороны, стабильная связь появилась далеко не сразу, на первых порах было много ошибок и неудач. Поэтому с этой точки зрения указанную инновацию на начальных этапах можно считать и неудачной.

Таким образом, для каждого вида инноваций критерии успеха оказываются разными. Для радикальной инновации важно, чтобы она изменяла представление об области, показывала новые направления развития, и, если на этом пути есть какие-то локальные провалы, это в целом не так страшно. А для инкрементальных инноваций все немного по-другому, и там важны детали. Если сегодня компания выпускает новую модель мобильного телефона, то в отдельных деталях она должна быть лучше предыдущей, чтобы эта инновация оказалась удачной. В этом смысле есть масса примеров успешных и неуспешных инноваций. Например, в начале 2000-х годов, помимо широко известного сегодня Android, использовалась еще одна операционная система для смартфонов Symbian. В какой-то момент они были примерно равноценны и использовались в определенной линейке мобильных телефонов. Но в конечном итоге Symbian практически умерла, деградировала, сегодня о ней никто не вспоминает, в то время как Android захватил рынок и успешно развивается. В этом смысле Symbian можно назвать примером неуспешной инновации, так как она потеряла популярность и перестала развиваться вовсе.

image
Смартфон Nokia на платформе Symbian, 2011 год // flickr.com //

Если обобщить, то что можно называть наиболее важным критерием успешности инновации? В конечном итоге, пусть не на самом раннем этапе, но на нее должен быть спрос, она должна оказаться полезной и нужной. Кроме того, важно уметь оценить эффективность в решении поставленной задачи — можно вспомнить случай с операционными системами для мобильных телефонов. И конечно, важную роль играет то, как об этих инновациях информируют пользователей и потребителей. Раскрутка и продвижение очень важны (особенно для инноваций, ориентированных на массового потребителя), так как даже если инновация является прорывной, но о ней никто не знает, то она может так и остаться без внимания, которого заслуживает.

Инновационность окружающей среды

Среда, информационное поле, коллектив — все это играет огромную роль в развитии и реализации инноваций.

В инновационной среде процессы рождения и практической реализации новых идей протекают проще: им помогает воодушевляющая атмосфера. Но, несмотря на важнейшую роль инновационного климата, ключевым психологическим фактором успешности инновационного процесса являются личностные характеристики всех тех, кто в нем задействован. Человек с высокой инновационностью все равно будет искать идеи и придумывать, как их реализовать, даже в абсолютно антиинновационном сообществе.

Сегодня важным фактором, стимулирующим глобальный инновационный процесс, является интернет: он во многом играет роль фасилитатора и усилителя инновационных процессов; он создает ту современную высокотехнологическую среду, в лоне которой зарождаются и распространяются инновации. Пятьдесят лет назад, если человеку были интересны новые идеи, ему приходилось либо искать таких же инновационных людей, либо идти в библиотеку и искать информацию по интересующей его области там. Сейчас можно практически любую информацию найти в интернете в течение нескольких минут. Это позволяет любому желающему окунуться с головой в любые оригинальные идеи и создает широкие возможности для приложения инновационных способностей человека и реализации как своих, так и чужих идей.

Изображение: Психология инноваций — parallax 18 //
Исследования инноваций начались в 1950-х годах, и за время изучения сложилось несколько поколений моделей инновационных процессов: от простой линейной последовательности до целой сети взаимодействий.

В научной литературе представлены различные модели инновационных процессов, а также классификации этих моделей. Мне самым удачным кажется выделение трех моделей, различающихся между собой глубиной анализа творческо-инновационного процесса. Первая модель инновационного процесса включает только этап внедрения новой идеи: если есть оригинальное решение проблемы, то его нужно просто взять и реализовать. Во вторую модель кроме реализации идеи включается еще и этап ее генерирования, обусловленный творческой активностью автора этой идеи: человек придумал идею (либо творчески переработал уже имевшуюся в его распоряжении), а потом эта идея оказалась реализована либо им сами, либо другим участником инновационного процесса. Третья модель — циклическая. В анализ включаются не только этапы порождения идеи и ее модификации, а также ее последующего внедрения, но и то, как внедренная идея, уже получившая распространение, меняет мировоззрение людей, стимулирует их к дальнейшей творческой или инновационной работе. В рамках третьей модели интернет и информационные технологии играют очень важную роль. Если раньше об инновациях узнавали не сразу или не узнавали вообще, то сегодня новости о них распространяются за считаные часы или дни, очень быстро. Это упростило и укоротило инновационный процесс. Людям инновационного склада сейчас достаточно сидеть в интернете, искать в нем новые идеи и иногда в нем же и реализовывать их.

Чем является Facebook и другие социальные сети, как не инновациями? Специального рывка технологического развития для их реализации не потребовалось, просто новая комбинация уже известного породила новый формат социальных сетей, который разросся, стал чрезвычайно популярным и меняет жизнь людей по всему миру. 

Изображение: Психология инноваций — parallax 22 //

Современные исследования инноваций

Сегодня в психологии активно изучается инновационность и то, как она соотносится с креативностью. Есть целый ряд исследований, которые дают противоречивые результаты. Согласно некоторым из них, между инновационностью и креативностью есть значимая корреляция, согласно другим — нет. 

Одним из важных направлений исследований также является соотнесение понятий «инновационность» и «потребность в поиске новизны». Поиск новизны связан прежде всего с поведенческими актами человека, помогающими ему ознакомиться с новым и создающими условия для этого. А инновационность — это в большей степени способность человека выявить это новое, понять его, а также обеспечить его практическое использование. Для того чтобы, например, найти что-то новое в интернете (проявить свою инновационность), нужно сначала включить компьютер, начать искать, то есть поведенчески подготовить и обеспечить этот процесс.

В области организационной инновационности исследуются способы улучшить инновационный климат в компании, оптимизировать ее структуру, сделать так, чтобы инновации легче рождались и реализовывались, а также воодушевлять сотрудников.

Псевдоинновации — частичное улучшение характеристик уже существующих продуктов. Помогают морально устаревшей продукции удержаться на рынке и тормозят экономическое развитие государства.

В исследованиях инноваций известен феномен псевдоинновации. Под этим подразумевается то, что на самом деле не является инновацией, хотя активно продвигается как таковое, — например, реклама «инновационной» модели внедорожника, в которой ничего принципиально нового не появилось, кроме другого диаметра колес и обивки салона. Когда такие формальные изменения преподносят как инновацию, получается, что нас обманывают. Но с другой стороны, даже эти псевдоинновации, не являясь серьезным изменением, могут влиять на умы и приводить к тому, что появятся по-настоящему инновационные идеи. Поэтому у них очень противоречивая роль: с одной стороны, они дезинформируют нас, с другой стороны, на информационном и мотивационном уровне они могут стимулировать появление нового. 

Сергей Яголковский
Сергей Яголковский
кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ