Психология инноваций

Психолог Сергей Яголковский о видах инновационности, грамотном лидерстве и влиянии коллектива на креативность

Сохранить в закладки
15244
87
12 марта 2018
Сохранить в закладки

Хороший инновационный менеджер — это человек, чувствительный к новому, умеющий находить потенциально интересные для разработки и внедрения идеи. Он не обязан что-то выдумывать, он должен просто уметь правильно распорядиться хорошей идеей и довести ее до практического воплощения. 

Если говорить о классификации людей по уровню инновационности, есть несколько известных моделей. Одна из них появилась в рамках теории диффузии инноваций. В ней выделяются инноваторы, которые чувствительны к новому и готовы идти ради него на риск. Есть люди, менее эффективные во взаимодействии с новым, менее склонные к рискованным решениям, но все равно способные взаимодействовать с инновациями. А есть и те, кого называют опоздавшими: изменившуюся реальность, новые технологии, новые продукты они видят в последнюю очередь, они наименее восприимчивы к ним.

Теория диффузии инноваций объясняет, как, почему и с какой скоростью новые идеи распространяются через разные культуры.

Но кроме них в контексте инновационного развития организации важную роль играют такие менеджеры и специалисты, которые хорошо понимают «криэйторов» и их идеи и готовы принять посильное участие во внедрении порожденных первыми идей. Они могут быть для «криэйторов» прикрытием, надежным тылом: после появления идей и их утверждения они спокойно, методично и эффективно продвигают, реализовывают и курируют эти новые начинания.

Смартфон Nokia на платформе Symbian, 2011 год // flickr.com
Смартфон Nokia на платформе Symbian, 2011 год // flickr.com

В инновационной среде процессы рождения и практической реализации новых идей протекают проще: им помогает воодушевляющая атмосфера. Но, несмотря на важнейшую роль инновационного климата, ключевым психологическим фактором успешности инновационного процесса являются личностные характеристики всех тех, кто в нем задействован. Человек с высокой инновационностью все равно будет искать идеи и придумывать, как их реализовать, даже в абсолютно антиинновационном сообществе.

В научной литературе представлены различные модели инновационных процессов, а также классификации этих моделей. Мне самым удачным кажется выделение трех моделей, различающихся между собой глубиной анализа творческо-инновационного процесса. Первая модель инновационного процесса включает только этап внедрения новой идеи: если есть оригинальное решение проблемы, то его нужно просто взять и реализовать. Во вторую модель кроме реализации идеи включается еще и этап ее генерирования, обусловленный творческой активностью автора этой идеи: человек придумал идею (либо творчески переработал уже имевшуюся в его распоряжении), а потом эта идея оказалась реализована либо им сами, либо другим участником инновационного процесса. Третья модель — циклическая. В анализ включаются не только этапы порождения идеи и ее модификации, а также ее последующего внедрения, но и то, как внедренная идея, уже получившая распространение, меняет мировоззрение людей, стимулирует их к дальнейшей творческой или инновационной работе. В рамках третьей модели интернет и информационные технологии играют очень важную роль. Если раньше об инновациях узнавали не сразу или не узнавали вообще, то сегодня новости о них распространяются за считаные часы или дни, очень быстро. Это упростило и укоротило инновационный процесс. Людям инновационного склада сейчас достаточно сидеть в интернете, искать в нем новые идеи и иногда в нем же и реализовывать их.

Исследования инноваций начались в 1950-х годах, и за время изучения сложилось несколько поколений моделей инновационных процессов: от простой линейной последовательности до целой сети взаимодействий.

В исследованиях инноваций известен феномен псевдоинновации. Под этим подразумевается то, что на самом деле не является инновацией, хотя активно продвигается как таковое, — например, реклама «инновационной» модели внедорожника, в которой ничего принципиально нового не появилось, кроме другого диаметра колес и обивки салона. Когда такие формальные изменения преподносят как инновацию, получается, что нас обманывают. Но с другой стороны, даже эти псевдоинновации, не являясь серьезным изменением, могут влиять на умы и приводить к тому, что появятся по-настоящему инновационные идеи. Поэтому у них очень противоречивая роль: с одной стороны, они дезинформируют нас, с другой стороны, на информационном и мотивационном уровне они могут стимулировать появление нового. 

Псевдоинновации — частичное улучшение характеристик уже существующих продуктов. Помогают морально устаревшей продукции удержаться на рынке и тормозят экономическое развитие государства.

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration