Многозадачность и ловушки мышления

Что такое ловушки сознания, можно ли натренировать внимательность и как Ульрик Найссер учил студентов делать много дел одновременно

Сохранить в закладки
37209
990
30 ноября 2017
Сохранить в закладки

В частности, к когнитивным искажениям относится и то, что в обыденной психологии именуется «ловушками мышления». Хотя на самом деле такие ловушки могут наблюдаться и в восприятии, и в припоминании: дети, да и не только дети, любят проверять друг друга на подверженность феномену установки как одной из подобного рода ловушек. Попробуйте задать кому-нибудь из знакомых три вопроса подряд: «Что прокладывают, когда проводят интернет?», «Куда раньше ставили оценки в школе?», «Кто убил Каина?» И на третий вопрос вы получите ответ, дать который ваш знакомый, будучи человеком образованным, вовсе даже не собирался. А все потому, что вы специально организовали для него ловушку с использованием одного из множества возможных источников когнитивных искажений.

Лев Выготский (1896-1934) — психолог, основатель традиции изучения высших психических функций

Есть очень интересные исследования, связанные с досмотром багажа на наличие опасных предметов. Во время экспериментов обнаружилась интересная закономерность. Объекты, которые редко встречаются в зрительном опыте человека в пределах эксперимента и вообще по жизни, с высокой вероятностью будут пропускаться. Ничего не поменяется, даже если мы предупредим наблюдателя, и эксперты тут ничем не отличаются от новичков. Понятно, что, когда человек сидит на досмотре багажа, в каждом чемодане бомбы не будет. Но когда она окажется в десятитысячном, вероятность того, что ее пропустят, будет очень высокой — просто в силу того, что этот объект в принципе редко встречается при выполнении человеком своей профессиональной задачи.

Ученые предполагают, что у подростков, которые с детства пользуются гаджетами, лучше развита способность переключаться между задачами, но внимание на чем-то одном им удерживать сложнее. Но в настоящий момент сравнивать молодых людей и тех, кому около 30 лет, в этом отношении было бы немного некорректно, потому что 20 и 30 лет — это две стороны достоверно установленного пика когнитивного развития, хотя, возможно, немного плавающего. После 30 лет когнитивные процессы начинают плавно идти вниз. Тем не менее то, что следующее поколение будет иначе концентрироваться на задачах, не означает, что это плохо. Они просто будут делать это по-другому. Английский ученый-физиолог Сьюзан Гринфилд говорит, что любые технологии развивают одни когнитивные навыки в ущерб другим. Любые познавательные процессы взрослого человека — и внимание, и память, и мышление — это культурно опосредствованные процессы, то есть опосредствованные теми инструментами, которые используются в данном конкретном обществе в определенную эпоху. По сути, эти инструменты уже встроены в структуру психики.
 

Юлий Цезарь диктует свои изречения. Пеладжо Паладжи, XIX век // wikipedia.org
Юлий Цезарь диктует свои изречения. Пеладжо Паладжи, XIX век // wikipedia.org

Еще в 70-е годы XX века было доказано, что многозадачность можно натренировать. Классик когнитивной психологии Ульрик Найссер в своей книге «Познание и реальность» рассказал об эксперименте, который проводили его аспиранты Элизабет Спелке и Уильям Херст: в течение семнадцати недель они тренировали двух студентов-биологов одновременно читать текст, понимать, о чем он, чтобы потом отвечать на вопросы, и параллельно записывать слова под диктовку. Примечательно, что к концу эксперимента они смогли записывать не только слова, но и категории, к которым они относятся, то есть они не просто записывали, но и проделывали определенную мыслительную операцию. А вначале они просто не понимали, что пишут: им перечисляли двадцать животных, но они не понимали, что записывают виды живых существ. Однако они все же заметили, когда им диктовали двадцать рифмующихся слов. Под конец испытуемые научились понимать, что они записывают, и параллельно читать текст, а потом хорошо отвечать на вопросы по нему. Так что Юлием Цезарем вполне можно стать, хотя его многозадачность сомнительна: исследователи полагают, что он просто мог решать государственные проблемы во время неинтересных ему гладиаторских боев. И у современных детей для этого больше возможностей, так что многозадачность у них действительно развита лучше. 

Ульрик Найссер (1928-2012), американский психолог-когнитивист, автор книги «Познание и реальность»

Тренировки памяти и внимания

Задача на внимание: нужно найти слово KAYAK // wikipedia.org
Задача на внимание: нужно найти слово KAYAK // wikipedia.org

Исследований о долгосрочности эффекта от мобильных «тренажеров мозга» практически нет по той причине, что, как правило, для компаний, которые их создают, главное — просто продать товар, исследования его долгосрочной эффективности их не интересуют. Потому что это в принципе было бы довольно сложно: потренировать человека какое-то время, а потом забрать у него этот тренажер и попросить прийти через два года. А если человек не хочет? А если ему важны постоянные занятия, а не в течение ограниченного, нужного для исследований времени? Обычно во время экспериментов к ученым приходит человек, получает небольшие деньги, с ним работают — и навсегда прощаются. А для изучения длительных эффектов нужно найти людей, которые захотят приходить в лабораторию регулярно, может быть, на протяжении нескольких лет. Однако за последнее десятилетие опубликовано немало лабораторных исследований эффектов когнитивной тренировки (например, тренировки рабочей памяти с использованием традиционных экспериментальных методик для ее изучения) как на молодых, так и на пожилых выборках, где показывается, что эффекты когнитивной тренировки могут быть длительными. Выбранные интервалы для повторного тестирования в этих исследованиях различаются, но даже у пожилых участников таких исследований месяцы спустя после тренировки достигнутый уровень когнитивного функционирования не снижается.

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration