Биологическое бессмертие: можно ли жить вечно?

Или хотя бы до 300 лет

Сохранить в закладки
25 мая 2021
Сохранить в закладки

— Послушай, если весь спор развернулся вокруг мозга, то разве самая большая разница не заключена в бессмертии? Кого всерьез волнует, как мозг выглядит, как устроен или как он сформировался? Главное в том, что клетки мозга умирают; должны умирать. Даже если любой другой орган вживлен или заменен, клетки мозга, которые не могут быть заменены в точности такими же и, следовательно, не могут не убить при замене саму личность, должны иногда умирать. Мои позитронные схемы проработали почти два столетия без ощутимых изменений и способны проработать еще века. Разве фундаментальный барьер не в этом? Люди могут терпеть рядом с собой бессмертного робота, потому что им все равно, сколько лет просуществует машина. Но они не потерпят бессмертного человека, поскольку их смертность переносима лишь до тех пор, пока она касается всех. И поэтому они не признают меня человеком.

«Двухсотлетний человек», Айзек Азимов

Когда клетки повреждены, они выделяют в межклеточное пространство набор сигнальных молекул, которые сообщают о повреждении. В нормальных условиях иммунная система их видит и пытается уничтожить. Но в случае, если повреждений очень много или она занята чем-то еще, например борется с инфекцией, часть «плохих» клеток ускользает от ее внимания и остается в организме. В дальнейшем они могут мутировать и даже стать раковыми. Чем старше организм, тем больше в нем появляется таких клеток — их называют сенесцентными. Они выделяют во внеклеточную среду множество вредоносных факторов и вызывают воспаление. Считается, что они обладают SASP (Senescence Associated Secretory Phenotype) — секреторным фенотипом, ассоциированным с сенесцентностью, который можно обнаружить с помощью анализов.

— Если бы человек вздумал соорудить вечный двигатель, он столкнулся бы с запретом в виде физического закона. В отличие от этой ситуации, в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную конечность жизни каждого индивида.

«Радость познания», Ричард Фейнман

Петр Федичев:

— Именно противовозрастная медицина потенциально увеличит возможности регенеративной. У пожилого пациента хуже пройдет пересадка костного мозга от молодого донора, поэтому перед лечением желательно хотя бы на время «сбросить» биологический возраст организма — тогда жизнеспособность этих клеток значительно вырастет.