Таблетка под заказ: как и зачем создают индивидуальные лекарства

Как генетические тесты помогают лучше лечить коронавирусную инфекцию и онкологические заболевания и почему традиционные препараты работают не всегда

15 марта 2021

Как работает ПЦР?

Метод ПЦР основан на многократном избирательном копировании нужного участка ДНК. Для проведения ПЦР у пациентов берут образец крови и с помощью ферментов in vitro («в пробирке») проводят амплификацию, то есть многократно удваивают определенный участок ДНК, делая его визуально доступным. Затем исследуют этот участок гена, чтобы понять, является ли человек носителем мутаций, ответственных за те или иные реакции на препарат.

Катя Золотарёва для ПостНауки

Генетические маркеры могут определять ответ даже на некоторые вакцины. Исследованию этого феномена посвящено отдельное перспективное направление — вакциномика. Доказано, например, что есть генетические маркеры, определяющие лучший иммунный ответ на прививку против бешенства. Сегодня на основе генетических исследований также разрабатываются диетические рекомендации и советы относительно физических упражнений. Этим занимается нутригеномика — наука, изучающая влияние питания на экспрессию генов. Также сегодня существует много спекулятивных коммерческих историй. Например, в Европе есть компания, которая по анализу вашего генотипа подберет наиболее подходящее для вас красное вино и даже пришлет вам бутылочку. Это направление называется виномика.

Если в 2018 году в российском Минздраве говорили о концепции медицины «трех П» — профилактической, персонализированной и предиктивной, — то сегодня речь идет уже о медицине многих «П»: считается, что она должна быть персонализированной, предиктивной, превентивной, партисипативной и так далее, а главное — прецизионной, то есть медициной, в рамках которой биомаркер является точным диагностическим критерием, предсказывающим выбор соответствующего лечения.