Во всем виноваты гены: как работают генетические тесты

Какую информацию хранят гены, когда расшифровали геном человека и что можно узнать, пройдя генетическое тестирование

25 марта 2021

Три закона Менделя

Закон единообразия: при скрещивании форм, различающихся по одному признаку (например, пурпурные или белые цветки), у гибридов первого поколения проявляется более сильный (доминантный) признак одного из родителей, который подавляет альтернативный (рецессивный) признак. Например, если один из родителей имеет группу крови А, а другой — В, то в крови их детей присутствуют антигены, характерные для обеих групп крови.

Закон расщепления: при скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения от­ноше­ние чис­ла потомков с до­ми­нант­ным при­зна­ком к чис­лу особей с ре­цес­сив­ным при­зна­ком ока­зывается близ­ким к 3:1.

Закон независимого наследования: при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, эти признаки на­сле­ду­ет­ся не­за­ви­си­мо друг от дру­га и комбинируются во всевозможных сочетаниях. В результате сре­ди по­том­ков вто­ро­го по­ко­ле­ния по­яв­ля­ют­ся осо­би с но­вы­ми ком­би­на­ция­ми при­зна­ков.

О своем открытии Джеймс Уотсон, Фрэнсис Крик и Морис Уилкинс осторожно упоминают в своей статье 1953 года [4] в журнале Nature. Эта фраза считается одним из самых известных преуменьшений в научной литературе: «От нашего внимания не ускользнуло наблюдение о том, что специфическое соединение [нуклеотидов], которое мы постулировали, сразу предполагает возможный механизм копирования генетического материала».

Юлия Кузьмина для ПостНауки

Что такое ген? Термин «генетика» ввел в обиход в 1907 году английский биолог Уильям Бэтсон, а понятия «ген», «фенотип» и «генотип» спустя два года предложил датский биолог Вильгельм Иогансен. Он так сформулировал понятие гена: ген — дискретная единица наследственности. По мере накопления знаний это определение менялось, и сейчас под геном понимается структурная и функциональная единица наследственности, которая содержит инструкции по сборке белка. Так как все, что происходит в нашем организме, — результат взаимодействия белковых молекул, то от изменений в молекуле ДНК будут зависеть индивидуальные особенности организма и предрасположенность к болезням.

Юлия Кузьмина для ПостНауки