Над чем работают алхимики XXI века: ядра атомов и всё вокруг них

О ядерной физике, экзотических ядрах и нуклеосинтезе

Сохранить в закладки
29 декабря 2020
Сохранить в закладки
Юлия Кузьмина для ПостНауки

Кстати, ядерное вещество нейтронных звезд почти полностью асимметрично. Если в долине стабильности соотношение меняется от N/Z=1 в легких ядрах до N/Z=1,6, то для нейтронной звезды N/Z — почти бесконечность. То есть ядерная материя нейтронных звезд совсем непохожа на ядерную материю ядер.

Катя Золотарёва для ПостНауки
Юлия Кузьмина для ПостНауки

Борромиевские кольца — форма топологического зацепления в математике. Три кольца или более могут быть связаны, но при этом не будут взаимно зацеплены никакие из двух. Использовался в Средневековье как геральдический символ верности и теологический символ Троицы. Получил название по фамилии итальянских герцогов Борромино.

p-partner-img
Юлия Кузьмина для ПостНауки

При r-процессе концентрация нейтронов настолько велика, что ядро начинает «заглатывать» нейтроны один за другим. Образуется ядро, все более и более экзотическое и удаленное от долины стабильности на карте нуклидов. В обычных условиях бета-распад возвращает радиоактивное ядро в долину стабильности, но для этого требуются десятки, сотни миллисекунд и даже секунды. Если нейтронный захват происходит быстрее, то останавливается он только на границе стабильности, где ядро может удержать следующий нейтрон только на ядерное, то есть очень короткое время. Бета-распад отбрасывает ядро от границы стабильности, но увеличивает заряд на единицу. Следующий нейтронный захват и следующий бета-распад приводят к тому, что ядро ползет вправо и вверх вдоль границы стабильности на карте нуклидов вплоть до области тяжелейших ядер. При rp-процессе то же самое происходит на протонной границе стабильности при захвате протонов.

Нейтронные звезды — это очень тяжелые, но очень плотные небесные объекты. Масса нейтронной звезды сравнима с массой Солнца, но ее диаметр всего 20–40 километров (для сравнения: диаметр МКАД составляет 35–50 километров). Нейтронные звезды, конечно же, не состоят из одних нейтронов. На поверхности лежит «снег» из протонов и обычных ядер; ниже идет «фирн» из ядер, частично растворенных в нейтронной «пасте»; и только потом начинается сверхплотный «нейтронный лед».