Римское право легло в основу правовых систем многих государств. Как древние римляне решали некоторые юридические вопросы, рассказывают эксперты ПостНауки.

Если в мой кошелек попали монеты соседа, кому теперь они принадлежат?

Представьте себе жадного богача, который берет у бедняка золотые монеты и высыпает в свой ларец, где лежат точно такие же золотые монеты. В ответ на просьбу бедняка вернуть ему деньги богач говорит, что не может различить, где его монеты, а свои отдавать он не намерен, и под этим предлогом оставляет себе все. Что же происходит с правом собственности на вещи, которые принадлежали разным лицам, являются однородными, а при их смешении оказывается невозможным установить, что и кому принадлежит? Если смешение вещей произошло по договору — например, владельцы решили, что все зерно хранится у одного из них, — то можно ввести в договор условие, что хранитель обязан вернуть владельцам столько же зерна, сколько они отдали ему. Но что делать, если смешение произошло в результате незаконных действий (например, человек тайно отсыпал чужое зерно в свой амбар), стихийного бедствия или нелепой случайности? В таких ситуациях договор заключить невозможно.

В римском праве есть два направления решения этой проблемы. Одно представлено последователями римского юриста Сабина. Они считают, что в таком случае право собственности на однородные вещи переходит к тому, кто являлся собственником большей части смешавшихся вещей, то есть к богачу. Но право на собственность подразумевает, что владеть вещью человек перестает лишь по своей воле, поэтому в данном случае явным образом нарушены права бедняка. Другую точку зрения представляют прокульянцы. Они предлагают ввести долевую собственность на образовавшуюся совокупность. Доли в праве собственности на образовавшееся имущество пропорциональны количеству того имущества, которое принадлежало собственникам до смешения.

Рекомендуем по этой теме:
104363
Римское право

Юрист Денис Новак о смешении однородных вещей

Меня оскорбили. Как наказать обидчика?

Одним из правонарушений (деликтов) в Риме считается оскорбление — нанесение человеку личной обиды (iniuria). Впервые этот деликт появился в V веке до нашей эры в Законах двенадцати таблиц — одном из древнейших памятников римского права, — где за его совершение был установлен фиксированный штраф в 25 ассов (медных монет). При этом состав iniuria не раскрывался и не уточнялся. В те времена Рим был небольшим городком, и такой штраф считался внушительным. Со временем город разросся, стал сначала большим полисом, а затем и Римской республикой. И уже в III веке до нашей эры, после Второй Пунической войны между Римом и Карфагеном, когда в город потоком хлынули золото, рабы, пряности и экзотические животные, штраф в 25 ассов, обозначенный в древних законах, потерял всякий смысл.

Авл Геллий приводит историю о вельможе, который раздавал пощечины людям на улицах. Следом за вельможей ходил раб с корзиной медных монет и выдавал потерпевшим по 25 ассов. Римские магистраты, занимавшиеся правотворчеством, очень быстро отреагировали на эту акцию и ввели новое правило, согласно которому каждый потерпевший теперь самостоятельно может оценивать причиненный ему моральный ущерб и имеет право потребовать компенсацию.

Историк Александр Марей о деликте римского права по поводу личной обиды

Я раб, хозяин отпустил меня на волю. На что теперь я имею право?

Главное и неминуемое разделение людей Рима — рабы и свободные люди. Первые рассматриваются не как люди, а как бесправные орудия, вещи, с которыми их владелец может делать все что угодно. Нерабы считаются людьми, но обладают разными степенями свободы. Самым широким кругом прав и полномочий наделены «отцы семейства». Семейство — это не только жена и дети, но и все, над кем или чем властвует домовладелец (pater familias, или отец семейства), в том числе рабы и движимое и недвижимое имущество. Человек, подвластный pater familias, не может считаться по-настоящему свободным.

Рекомендуем по этой теме:
11904
FAQ: Рецепция римского права

В особую категорию входят вольноотпущенники, то есть рабы, отпущенные на волю хозяином. Дарование воли рабу означает для общества рождение нового человека, поэтому бывший хозяин приобретает статус отца или патрона. Полностью свободными людьми с точки зрения права вольноотпущенники не становятся. Несмотря на это, они могут достичь больших успехов: например, бывшие рабы служили в охране императора Нерона и обладали широкими полномочиями. У вольноотпущенников есть два основных ограничения — это беспрекословное подчинение патрону (obsequium) и обязательное оказание ему услуг (opera). Вольноотпущенник обязан сопровождать патрона в публичное собрание: большая свита демонстрирует высокое положение римского гражданина. Вольноотпущенник также должен в обязательном порядке голосовать за своего патрона, если тот выдвигается на какую-либо публичную должность. Кроме того, патрон должен быть упомянут в завещании. Ему отходит четверть имущества его бывшего раба (от этой обязанности освобождаются многодетные женщины). Наконец, вольноотпущенник должен работать на господина в благодарность за то, что его сделали человеком: земледельцы возделывают угодья патрона, ремесленники снабжают его предметами быта, писцы ведут документацию. И если вольноотпущенник этого не делает, ему грозит отзыв в рабство: он считается ingratis, то есть неблагодарным. Дети вольноотпущенников рождаются уже свободными гражданами и обладают довольно широким кругом прав.

Историк Александр Марей о положении раба, правах вольноотпущенников и статусе гражданина Рима

Моего отца вызвали на суд. Что я могу сделать?

Судебный процесс в Риме является чем-то вроде дуэли: человек вызывает своего политического противника или личного врага и обвиняет его самостоятельно, без помощи государственного лица. Обвиняемый тоже защищается сам либо с помощью своего более красноречивого соратника. Это происходит на Форуме — центральной площади города, в присутствии всего римского народа. В Риме нет смертной казни, и гражданская смерть, то есть лишение всех гражданских прав, является самым страшным наказанием. Противники не скрывают личных чувств. Наоборот, они с гордостью проявляют свою ненависть. И здесь очень многое зависит от красноречия сторон.

Друг и ученик Цицерона молодой оратор Целий вызвал на суд некого Бестия. В ходе поединка Бестий оправдался. Целий попытался засудить противника во второй раз, но его самого вызвал сын Бестия, который на суде не скрывал своих намерений и открыто заявил, что Целий задел отцовскую честь. Цицерон, защищавший Целия, одобрил поступок юноши и сказал, что Бестий-младший ведет себя как хороший сын и настоящий мужчина. А знаменитый оратор Луций Красс начал свою карьеру с того, что привлек к суду маститого противника — некого Карбона. Суд завершился в пользу Красса, но победитель шутил, что всю оставшуюся жизнь ему пришлось быть честным человеком, потому что в течение 25 лет за ним как тень следовал сын Карбона и искал малейший повод привлечь оратора к суду.

Историк Татьяна Бобровникова о судебном красноречии, жизненном пути обвинителя и Катоне Старшем

Я вдова. На какое имущество мужа я имею право претендовать?

Для случаев, когда женщина формально не входит в семью мужа, существует право узуфрукта. Оно возникло около III века до нашей эры. Если вдова получает какое-то имущество в собственность, она уведет его из семьи, потому что принадлежит другой семье, как и ее будущие наследники. Поэтому появилась идея назначить ей нечто пожизненное, алиментарное, с тем чтобы это тем не менее осталось в семье. По праву узуфрукта женщина пожизненно получает мельницу: все доходы от мельницы идут к ней, в то время как право собственности остается у наследников мужа, даже если они несовершеннолетние дети. Когда женщина умирает, узуфрукт возвращается в собственность семьи покойного мужа.

Пока существует узуфрукт, собственник лишается важнейших правомочий. В то время как мельница находится у женщины по праву узуфрукта, собственники не могут получать с нее доход. Но если по узуфрукту женщине достается раб, то приобретения, сделанные рабом на средства собственника, поступают к собственнику, а на средства фруктуария — к фруктуарию. Кроме того, фруктуарий не может автоматически стать собственником плодов, которые приносит фруктовый сад, доставшийся ему по праву узуфрукта. Плоды являются собственностью подлинного владельца сада. Но у фруктуария есть право собирать эти плоды.

Юрист Дмитрий Дождев о понимании права собственности, феодальной системе имущественных прав и узуфрукте