В Год музыки Великобритании и России 2019 мы вместе с Посольством Великобритании в Москве рассказываем о том, как музыка влияет на наши эмоции, помогает ли она справиться со стрессом и почему звуки застревают у нас в голове.

Прослушивание и исполнение музыки снижает стресс

Музыка может не только снизить уровень стресса в психологическом отношении — отвлечь от повседневных неприятностей, подавить или разрядить негативные эмоции, — но и регулировать биологическую реакцию. Есть две основные биологические системы, связанные с реакцией на стресс. Одна из них — симпатическая нервная система, которая быстро реагирует на стресс и затрагивает работу многих органов: у нас учащается пульс и поднимается давление, происходит выброс адреналина. Вторая система — гипоталамо-гипофизарно-адреналовая ось. Это часть нашей эндокринной или гормональной системы, которая запускает каскад гормонов в ответ на стрессовую ситуацию или событие. Один из них — кортизол, известный гормон стресса.

Мы часто ходим на концерты, чтобы расслабиться. Уровень кортизола одинаково снижается после посещения разных типов концертов — как выступлений поп-артистов, так и исполнения классической музыки, хотя психологические механизмы снижения стресса срабатывают по-разному.

Стресс может снижаться и при исполнении музыки, однако это сильно зависит от контекста. Когда профессиональные певицы исполняют музыку друг для друга в спокойной обстановке, уровень кортизола у них снижается, но, когда они делают это перед огромной аудиторией, он, наоборот, увеличивается.

Психолог Дэйзи Фанкурт о влиянии музыки и контекста ее восприятия на эмоции и биомаркеры стресса

Музыка — это тренажерный зал для мозга

Восприятие музыки — это процесс, в котором мы пытаемся интерпретировать музыкальную информацию, чтобы получить ее образ. Музыка сложно организована: в ее основе лежит множество составляющих, таких как тональность, тембры инструментов, ритм, движение мелодии. Мозг обрабатывает эту информацию, и на ее основе создается образ композиции.

Нам нравится слушать музыку, хотя она бесполезна для выживания. Но есть теория, согласно которой такая сложная структура музыки помогает нашему мозгу развиваться. Во время прослушивания песни срабатывают прогностические механизмы, которые делают предположения о том, как она будет развиваться, куда повернет мелодия, какую сбивку в конце припева сделает барабанщик. Когда мы оцениваем точность своих догадок, в мозге срабатывают системы вознаграждения, и мы испытываем наслаждение. Прослушивание музыки — прекрасная возможность натренировать прогностические механизмы, чтобы лучше предсказывать возможные варианты развития событий в реальной жизни.

Психолог Диана Омиджи о восприятии музыки

Психолог Лорен Стюарт о том, почему нам нравится слушать музыку

Музыку можно использовать в перинатальном уходе

Пение и музыка полезны в интенсивной терапии недоношенных младенцев: дети становятся спокойнее, меньше двигаются и лучше питаются, что важно для увеличения веса. Кроме того, песни помогают в развитии языковых навыков у малышей, так как музыку легко воспринимать и язык содержится в простых мелодических фразах.

Рекомендуем по этой теме:
11833
Музыка и мозг

Музыка оказывает положительное влияние и на матерей. Прослушивание музыки во время беременности связано с более низким уровнем стресса и тревожности, а также более низким уровнем депрессии у матерей. Женщинам, которые слушают музыку во время родов, нужно меньше обезболивающих, а некоторые исследования показали, что роды проходят быстрее. Кроме того, пение и прослушивание музыки помогают справиться с послеродовой депрессией. Исследование британского психолога Дэйзи Фанкурт и ее коллег показало, что при групповой психотерапии, во время которой молодые мамы занимаются пением, выздоровление происходит быстрее, чем при обычной групповой терапии. Респондентки из певческой группы отмечали, что после пения они ощущали более тесную связь с ребенком; кроме того, исполнение песен помогало им выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Уровень кортизола у них снижался сильнее, чем у женщин, проходивших обычную групповую терапию.

Психолог Дэйзи Фанкурт об использовании музыки в интенсивной терапии новорожденных и лечении послеродовой депрессии

Музыка влияет на восприятие бренда

Во многих повседневных ситуациях наши решения нерациональны: мы часто не задумываемся о тратах, когда речь идет о мелких покупках. Мы можем взять абсолютно ненужную мелкую вещь по акции или положить в корзину шоколадный батончик известного бренда, стоя в очереди у кассы. Именно эти быстрые решения подвержены когнитивным искажениям.

На принятие решения о покупке может повлиять музыка, которая привносит эмоциональный контекст в любую информацию. Приятная музыка из рекламы задает позитивное настроение, которое ассоциируется с брендом. Эти ассоциации сохраняются в долговременной памяти. При выборе продукта они всплывают на поверхность и влияют на ваш выбор. Это происходит незаметно: ассоциации часто связаны с очень быстрой эмоциональной обработкой информации, к которой мы не относимся критически. Если вербальную информацию из рекламы можно оспорить, сопоставив ее с данными из других источников, то против музыки, которая вам нравится, когнитивной защиты нет.

Психолог Даниель Мюллензифен о потребительском поведении и музыке в рекламе

Музыка помогает людям с аутизмом взаимодействовать с окружающим миром

Восприятие музыки при аутизме очень разнообразно, и нельзя сказать, что оно отличается от восприятия музыки нейротипичными людьми. Но терапия с применением музыки может быть эффективна. Искусство может помочь людям с расстройствами аутистического спектра научиться взаимодействовать с окружающими и понимать их эмоции. У них часто встречается алекситимия — трудности в различении эмоций и телесных ощущений и в описании своего состояния. Даже если они понимают, что возбуждены эмоционально, и осознают причину, они не могут связать это с гневом как эмоцией. Кроме того, людям с аутизмом сложно распознавать чужие эмоции по выражениям лиц и голосам. А вот эмоции в музыке они различают гораздо лучше. Психологи пытаются понять, можно ли использовать эту способность, чтобы они научились распознавать эмоции в других контекстах — например, у себя и других людей.

Психолог Памела Хитон о распознавании музыки и эмоций при аутизме