Одно из самых известных стихотворений Велимира Хлебникова (1908–1909) построено на звуковом символизме — соотнесении речевых звуков с определенными ощущениями, а также звуковыми и визуальными образами:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

В романе Замятина «Мы» на этом соответствии основано описание внешности одной из героинь: «Милая О! — мне всегда это казалось — что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы — и оттого вся кругло обточенная, и розовое О — рот — раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки — такие бывают у детей».

Рекомендуем по этой теме:
15575
Что такое синестезия?

Ассоциации, которые вызывают у нас те или иные звуки, интересуют не только писателей и поэтов, но и психологов. Они помогают исследовать особенности нашего восприятия, такие как синестезия — феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому отклику в другой, — а также пролить свет на эволюцию языка. Во многих языках встречаются параллели, когда одно и то же понятие обозначается очень похожими звуковыми конструкциями.

Склонность ассоциировать звуки с геометрическими фигурами иллюстрирует эффект «буба — кики», обнаруженный немецко-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году в ходе эксперимента, проведенного на острове Тенерифе. Он показывал участникам две фигуры, округлую и остроугольную, и предлагал определить, какая из них называется «такете», а какая — «балуба». Как и предполагал Кёлер, большинство людей назвали округлую фигуру «балуба», а остроугольную — «такете». В 2001 году неврологи Вилейанур С. Рамачандран и Эдвард Хаббард повторили этот эксперимент со студентами американских колледжей и носителями тамильского языка, проживающими в Индии. В обеих группах от 95 до 98% людей назвали округлую форму «буба», а угловатую — «кики». В более поздних исследованиях этот эффект демонстрировали даже дети в возрасте двух с половиной лет, не умеющие читать. Эксперимент проводили и в группах людей, не принадлежащих к западной культуре, и у них возникали те же ассоциации. Судя по всему, этот эффект универсален, хотя имеются определенные культурные различия, связанные с визуальным восприятием.


Иллюстрация к эксперименту Келера

Хаббард и Рамачандран считают, что эффект «буба — кики» тесно связан с эволюцией языка, потому что он предполагает, что наименование объектов не является полностью произвольным. Существует какое-то естественное ограничение или система, которая помогает нам выстраивать те или иные паттерны. И хотя сами по себе эти рамки могут быть не вполне достаточными для первоначального развития языка, они, по крайней мере, могли создать весомый строительный блок для появления словесного общения.

Предполагается, что одной из рамок является фонетика. Округлую фигуру называют «буба» из-за того, что рот принимает округлую форму при произнесении соответствующих фонем, в то время как для «кики» требуется более узкая форма. Чтобы произнести «кики», вы должны сделать резкое движение языком по небу, в то время как «буба» требует более плавных движений. К тому же производство звука [к] требует гораздо больше усилий, чем звука [б]. Имеют значение и различия между гласными: долгие гласные ассоциируются с удлиненными объектами, а слова с краткими гласными — с укороченными объектами.

Исследования показывают, что эффект может проявляться в случае не только вымышленных, но и реально существующих слов. Люди сочетают имя Молли с округлыми очертаниями, а имя Кейт — с острыми. Более того, «округлые» имена ассоциируются с легкостью в общении, в то время как острые — с резкостью и прямолинейностью.

Рекомендуем по этой теме:
13512
Эффект навязчивой мелодии

В основе звукового символизма может лежать механизм, включающий сенсорно-моторные связи, существующие между корковыми зрительными и моторными областями. Эти связи могут опосредоваться зеркальными нейронами, которые связывают наблюдение за формами губ других людей и собственными моторными представлениями наблюдателя. В работе 2003 года Рамачандран и Хаббард показали, что повреждение угловой извилины — важной для языка области мозга — приводит к тому, что у человека гораздо меньше шансов сопоставить закругленный объект со словом «буба».

Альтернативная точка зрения связывает этот эффект с акустическими особенностями: низкочастотные звуки («буба») связываются с округлыми формами, в то время как высокочастотные («кики») — с остроугольными. Это может объясняться абстрактными семантическими или концептуальными представлениями, которые связывают объекты, обладающие определенными признаками, со звуками той или иной частоты: например, острые предметы, такие как ножи, производят высокий звук.