В карело-финском поэтическом эпосе «Калевала» пение играет важную роль. Вещий рунопевец, первочеловек Вяйнямёйнен, один из центральных персонажей эпоса, исполняет песни под аккомпанемент кантеле — струнно-щипкового инструмента, сделанного из костей волшебной щуки. Его музыка услаждала слух не только людей, но и лесных животных. С помощью исполнения руны он побеждает Йоукахайнена, хвастливого и завистливого иноземца, погрузив того в болото, и лишь обещание побежденного отдать свою сестру Айно в жены Вяйнямёйнену спасло того от неминуемой гибели. В свою очередь, «Калевала» стала неотъемлемой частью финской музыкальной культуры и сыграла огромную роль в становлении финского национализма, ставшего реакцией на доминирование шведского языка в культурной и политической жизни Финляндии и на русское завоевание 1809 года.

Филипп фон Шанц — «Куллерво» (1860)

Филипп фон Шанц стал первым композитором, создавшим произведение по мотивам «Калевалы» — увертюру о герое-мстителе Куллерво. С точки зрения композитора XIX века, это, безусловно, герой романтический: всю жизнь Куллерво находится в конфликте с окружающим миром.

Рекомендуем по этой теме:
14469
Эпос «Калевала»

Еще до рождения героя его отец был убит собственным братом Унтамо. Узнав об этом, юноша поклялся отомстить дяде. Из страха перед племянником, обнаружившим необыкновенную силу, Унтамо продал Куллерво в рабство кузнецу Ильмаринену. Жена кузнеца, невзлюбившая Куллерво, отправила его пасти стадо коров и дала в дорогу хлеб с запеченным камнем. Разрезая его, юноша сломал нож — единственную память об отце. Разгневанный Куллерво вместо коров пригнал домой стаю волков и медведей, которые разорвали хозяйку. Бежав из рабства, Куллерво влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью. Но вскоре счастливые влюбленные узнали, что они приходятся друг другу братом и сестрой. Устыдившись греха, девушка совершила самоубийство. В отчаянии Куллерво пошел войной на Унтамо и истребил весь его род, а после бросился на собственный меч.

За произведением Шанца последовали «Смерть Куллерво» (1881) Роберта Каянуса и симфоническая поэма «Айно» (1885) о юной девушке, которая не пожелала выходить замуж за старика Вяйнямёйнена и покончила с собой, утопившись в море. Предполагается, что именно это произведение вдохновило Яна Сибелиуса на использование сюжетов «Калевалы».

Ян Сибелиус: «Куллерво» (1892) и «Четыре легенды о Лемминкяйнене»

Сибелиуса часто маркируют как националистического композитора. Его сюиты на сюжеты «Калевалы» заслужили особую популярность в Финляндии, охваченной стремлением к формированию национальной идентичности посредством языка и культуры, и сделали его композитором национального масштаба. Публикация «Калевалы» в 1835 году стала важнейшей вехой: до этого момента на финском языке печатались только религиозные произведения. Долгое время эпическая поэма, составленная деревенским врачом Элиасом Лённротом из карело-финских народных песен, оставалась самым значительным произведением финской литературы. Сибелиус ознакомился с «Калевалой» в юности, и ее сюжеты вдохновляли композитора на раннем этапе творчества. Его дебютным произведением стала симфоническая поэма «Куллерво» для солистов, мужского хора и оркестра. В ее основу легла роковая судьба Куллерво.

Сочинение Сибелиуса состоит из пяти частей: «Интродукция», «Юность Куллерво», «Куллерво и его сестра», «Куллерво вступает в борьбу», «Смерть Куллерво».

Первая опера Сибелиуса «Постройка лодки» (1893) была также вдохновлена сюжетами «Калевалы». Она повествовала, как старый мудрый Вяйнямёйнен строит лодку при помощи волшебных рун. Однако опера так и не была завершена: уже готовое вступление вошло в «Туонельского лебедя» (1893) — одну из частей сюиты о другом персонаже «Калевалы» — смелом охотнике и любимце женщин Лемминкяйнене. Сюита, состоящая из четырех частей, повествует о важнейших вехах жизни Лемминкяйнена: охоте, соблазнении, борьбе и воскрешении с помощью магических сил его матери. Туонелой в карело-финской мифологии называют мрачный потусторонний мир.

Популярные исполнители на кантеле

Массовая культура долгое время игнорировала кантеле и «Калевалу». В начале XX века песни под аккомпанемент кантеле исполняли такие певцы, как Паси Йяяскеляйнен и Олли Суолахти. Однако по радио кантеле транслировали чрезвычайно редко.

Быстрая индустриализация и урбанизация, а также активное проникновение западной массовой культуры в послевоенную Финляндию были восприняты в том числе и как угроза народному наследию. «Калевала» стала символом сопротивления Западу. Новость о том, что в Голливуде собираются снимать фильм по мотивам «Калевалы», стала поводом для сатиры со стороны Финской демократической молодежной лиги (SDNL). В песне «Pari sanaa Kalevalan filmauksesta» (запись не сохранилась) описывалось, как мог бы выглядеть подобный фильм: Вяйнямёйнен предстает в ней лидером джазового оркестра, Куллерво — гангстером-ковбоем, а Лемминкяйнен — индейцем — охотником за скальпом.

В 1960-е годы одним из наиболее известных исполнителей на кантеле стал Мартти Покела. В это время кантеле и «Калевала» стали рассматриваться как часть финской «лапотной» народной культуры, пригодная только для пародии.

Фолк и популярная культура: Wigwam, Karelia и другие

Сначала популярные исполнители совмещали традиционные сюжеты с современной музыкой — в пародийных целях. В частности, модные группы, такие как Wigwam, выступали в костюмах героев «Калевалы».

Группа Karelia сочетала финские и саамские народные мелодии с популярной музыкой того времени.

Существовала и группа под названием Kalevala.

С 1950-х годов рок-музыка в Финляндии исполнялась на английском языке и полностью копировала британско-американские образцы. Но в 1970-х годах финские музыканты начали поиск собственного звучания. «Калевала» вновь стала средством поиска национальной идентичности — на этот раз в рок-музыке. Многие группы стали исполнять песни не на английском, а на финском языке.

Звучание кантеле вплеталось в популярную музыку, уже без попыток иронизировать. Постепенно формировался национальный язык финской рок-музыки. «Калевала» стала источником вдохновения: арт-рок-группа CMX признавалась, что обращалась к эпосу при создании песни «Rautakantele» («Железное кантеле», 1995).

Фолк-метал: Amorphis, Sentenced

Очевидным местом для имплантации сюжетов «Калевалы» стал фолк-метал. В 1993 году финская группа Amorphis выпустила концептуальный альбом «Tales from the Thousand Lakes».

В том же году вышел альбом группы Sentenced «North from Here», также посвященный «Калевале».

Метал-группам трудно обойти образ Туонелы — мрачного царства мертвых. В 2012 году группа Korpiklaani выпустила новый альбом под названием «Manala» — это один из синонимов Туонелы.

allowfullscreen="allowfullscreen»>

Рут Маккензи: истории об Айно

Карело-финский фольклор вдохновляет исполнителей по всему миру. В 1998 году американская фолк-певица Рут Маккензи записала альбом «Kalevala: Dream of the Salmon Maiden» — цикл песен, раскрывающих историю Айно и ее выбора: отказаться от руки престарелого колдуна Вяйнямёйнена и обратиться в лосося.

Литература:

Kallioniemi, Kari, Kärki, Kimi. «The Kalevala, Popular Music, and National Culture.»

Journal of Finnish Studies. 13.2. (2009).