Плейлист: кантеле, «Калевала» и современная музыка

Сохранить в закладки
12334
42
Сохранить в закладки

Как карело-финский эпос повлиял на музыкальную культуру

В карело-финском поэтическом эпосе «Калевала» пение играет важную роль. Вещий рунопевец, первочеловек Вяйнямёйнен, один из центральных персонажей эпоса, исполняет песни под аккомпанемент кантеле — струнно-щипкового инструмента, сделанного из костей волшебной щуки. Его музыка услаждала слух не только людей, но и лесных животных. С помощью исполнения руны он побеждает Йоукахайнена, хвастливого и завистливого иноземца, погрузив того в болото, и лишь обещание побежденного отдать свою сестру Айно в жены Вяйнямёйнену спасло того от неминуемой гибели. В свою очередь, «Калевала» стала неотъемлемой частью финской музыкальной культуры и сыграла огромную роль в становлении финского национализма, ставшего реакцией на доминирование шведского языка в культурной и политической жизни Финляндии и на русское завоевание 1809 года.

Филипп фон Шанц — «Куллерво» (1860)

Филипп фон Шанц стал первым композитором, создавшим произведение по мотивам «Калевалы» — увертюру о герое-мстителе Куллерво. С точки зрения композитора XIX века, это, безусловно, герой романтический: всю жизнь Куллерво находится в конфликте с окружающим миром.

Еще до рождения героя его отец был убит собственным братом Унтамо. Узнав об этом, юноша поклялся отомстить дяде. Из страха перед племянником, обнаружившим необыкновенную силу, Унтамо продал Куллерво в рабство кузнецу Ильмаринену. Жена кузнеца, невзлюбившая Куллерво, отправила его пасти стадо коров и дала в дорогу хлеб с запеченным камнем. Разрезая его, юноша сломал нож — единственную память об отце. Разгневанный Куллерво вместо коров пригнал домой стаю волков и медведей, которые разорвали хозяйку. Бежав из рабства, Куллерво влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью. Но вскоре счастливые влюбленные узнали, что они приходятся друг другу братом и сестрой. Устыдившись греха, девушка совершила самоубийство. В отчаянии Куллерво пошел войной на Унтамо и истребил весь его род, а после бросился на собственный меч.

За произведением Шанца последовали «Смерть Куллерво» (1881) Роберта Каянуса и симфоническая поэма «Айно» (1885) о юной девушке, которая не пожелала выходить замуж за старика Вяйнямёйнена и покончила с собой, утопившись в море. Предполагается, что именно это произведение вдохновило Яна Сибелиуса на использование сюжетов «Калевалы».

Ян Сибелиус: «Куллерво» (1892) и «Четыре легенды о Лемминкяйнене»

Сибелиуса часто маркируют как националистического композитора. Его сюиты на сюжеты «Калевалы» заслужили особую популярность в Финляндии, охваченной стремлением к формированию национальной идентичности посредством языка и культуры, и сделали его композитором национального масштаба. Публикация «Калевалы» в 1835 году стала важнейшей вехой: до этого момента на финском языке печатались только религиозные произведения. Долгое время эпическая поэма, составленная деревенским врачом Элиасом Лённротом из карело-финских народных песен, оставалась самым значительным произведением финской литературы. Сибелиус ознакомился с «Калевалой» в юности, и ее сюжеты вдохновляли композитора на раннем этапе творчества. Его дебютным произведением стала симфоническая поэма «Куллерво» для солистов, мужского хора и оркестра. В ее основу легла роковая судьба Куллерво.

Сочинение Сибелиуса состоит из пяти частей: «Интродукция», «Юность Куллерво», «Куллерво и его сестра», «Куллерво вступает в борьбу», «Смерть Куллерво».

Первая опера Сибелиуса «Постройка лодки» (1893) была также вдохновлена сюжетами «Калевалы». Она повествовала, как старый мудрый Вяйнямёйнен строит лодку при помощи волшебных рун. Однако опера так и не была завершена: уже готовое вступление вошло в «Туонельского лебедя» (1893) — одну из частей сюиты о другом персонаже «Калевалы» — смелом охотнике и любимце женщин Лемминкяйнене. Сюита, состоящая из четырех частей, повествует о важнейших вехах жизни Лемминкяйнена: охоте, соблазнении, борьбе и воскрешении с помощью магических сил его матери. Туонелой в карело-финской мифологии называют мрачный потусторонний мир.

Популярные исполнители на кантеле

Массовая культура долгое время игнорировала кантеле и «Калевалу». В начале XX века песни под аккомпанемент кантеле исполняли такие певцы, как Паси Йяяскеляйнен и Олли Суолахти. Однако по радио кантеле транслировали чрезвычайно редко.

Быстрая индустриализация и урбанизация, а также активное проникновение западной массовой культуры в послевоенную Финляндию были восприняты в том числе и как угроза народному наследию. «Калевала» стала символом сопротивления Западу. Новость о том, что в Голливуде собираются снимать фильм по мотивам «Калевалы», стала поводом для сатиры со стороны Финской демократической молодежной лиги (SDNL). В песне «Pari sanaa Kalevalan filmauksesta» (запись не сохранилась) описывалось, как мог бы выглядеть подобный фильм: Вяйнямёйнен предстает в ней лидером джазового оркестра, Куллерво — гангстером-ковбоем, а Лемминкяйнен — индейцем — охотником за скальпом.

В 1960-е годы одним из наиболее известных исполнителей на кантеле стал Мартти Покела. В это время кантеле и «Калевала» стали рассматриваться как часть финской «лапотной» народной культуры, пригодная только для пародии.

Фолк и популярная культура: Wigwam, Karelia и другие

Сначала популярные исполнители совмещали традиционные сюжеты с современной музыкой — в пародийных целях. В частности, модные группы, такие как Wigwam, выступали в костюмах героев «Калевалы».

Группа Karelia сочетала финские и саамские народные мелодии с популярной музыкой того времени.

Существовала и группа под названием Kalevala.

С 1950-х годов рок-музыка в Финляндии исполнялась на английском языке и полностью копировала британско-американские образцы. Но в 1970-х годах финские музыканты начали поиск собственного звучания. «Калевала» вновь стала средством поиска национальной идентичности — на этот раз в рок-музыке. Многие группы стали исполнять песни не на английском, а на финском языке.

Звучание кантеле вплеталось в популярную музыку, уже без попыток иронизировать. Постепенно формировался национальный язык финской рок-музыки. «Калевала» стала источником вдохновения: арт-рок-группа CMX признавалась, что обращалась к эпосу при создании песни «Rautakantele» («Железное кантеле», 1995).

Фолк-метал: Amorphis, Sentenced

Очевидным местом для имплантации сюжетов «Калевалы» стал фолк-метал. В 1993 году финская группа Amorphis выпустила концептуальный альбом «Tales from the Thousand Lakes».

В том же году вышел альбом группы Sentenced «North from Here», также посвященный «Калевале».

Метал-группам трудно обойти образ Туонелы — мрачного царства мертвых. В 2012 году группа Korpiklaani выпустила новый альбом под названием «Manala» — это один из синонимов Туонелы.

allowfullscreen="allowfullscreen»>

Рут Маккензи: истории об Айно

Карело-финский фольклор вдохновляет исполнителей по всему миру. В 1998 году американская фолк-певица Рут Маккензи записала альбом «Kalevala: Dream of the Salmon Maiden» — цикл песен, раскрывающих историю Айно и ее выбора: отказаться от руки престарелого колдуна Вяйнямёйнена и обратиться в лосося.

Литература:

Kallioniemi, Kari, Kärki, Kimi. «The Kalevala, Popular Music, and National Culture.»

Journal of Finnish Studies. 13.2. (2009).

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration