Плейлист: не только греки, но и древний Угарит

Сохранить в закладки
8640
453
Сохранить в закладки

Эпитафия вдовца, арии из античных трагедий и молитва бесплодной женщины

Как звучала музыка древних цивилизаций? Ученые пытаются выяснить это по изображениям инструментов, трактатам по музыкальной теории и сохранившимся отрывкам нотных записей, а музыканты воплощают эти представления. Вот несколько интерпретаций античной музыки.

Музыка шумеров

Музыка сопровождает жизнь человека с древнейших времен. Одними из древнейших свидетельств тому являются шумерские арфы и лиры, обнаруженные археологами на месте древнего города Ур. Их возраст составляет более 4500 лет.

Золотая и серебряная лиры. Ранний династический период, около 2500 г. до н.э. Британский музей, Лондон.
Золотая и серебряная лиры. Ранний династический период, около 2500 г. до н.э. Британский музей, Лондон.

Клинописные таблички позволяют реконструировать звучание шумерской и аккадской музыки. Самый ранний фрагмент музыкальной нотации был обнаружен на шумерской глиняной табличке из Ниппура, которая относится к 1900-1600 до н. э. Табличка содержит инструкции и настройки для гимна в честь правителя Липит-Иштар. 

Древний Угарит: хурритские культовые песни

Фрагменты 36 клинописных табличек с хурритскими культовыми песнями были найдены в 1950–1955 годах на раскопках царского дворца в Угарите — древнем торговом городе на территории современной Сирии. Они содержат как тексты песен, так и нотацию и датируются приблизительно 1400–1200-ми годами до нашей эры. Табличка № 6 сохранилась почти полностью и содержит гимн богине Никкаль, супруге бога луны Нанны, одной из функций которой было толкование сновидений. В верхней части таблички размещен текст гимна, а в нижней — партитура, состоящая из цифр и терминов из аккадского языка, адаптированных к хурритскому языку. Указана тональность, в которой исполняется мелодия (nid qibli). Гимн предназначен для исполнения на девятиструнном аналоге арфы или лиры.

Долгое время ученые не могли перевести текст гимна. По одной из версий, это молитва бесплодной женщины. Насчет мелодии также существуют разногласия, так как музыка записывалась в самых общих чертах: некоторые специалисты думали, произведение предполагает многоголосное исполнение, другие склонялись к монодии — одноголосному пению. В любом случае эта находка продемонстрировала, что диатонический (семиступенный) звуковой ряд и, возможно, многоголосье применялись на целое тысячелетие раньше, чем считалось.

 

Древняя Греция

Античная Греция оставила наибольшее количество записанных музыкальных произведений. Ученые и музыканты занимаются их интерпретацией, пытаясь воссоздать аутентичное звучание, в том числе создавая музыкальные инструменты из оригинальных материалов.

В Древней Греции применялась буквенная нотация: высотный порядок звуков — от низкого к высокому — соответствовал алфавитному порядку греческих букв. Самые ранние образцы такой записи датируются III веком до нашей эры. Описана она была, в частности, в трактатах Боэция. Для вокальной и инструментальной музыки использовались разные графемы.

Эпитафия (сколий) Сейкила

Эпитафия, или сколий, Сейкила (ок. 200 года до нашей эры — 100 год нашей эры) — один из старейших примеров полностью сохранившегося музыкального произведения. Текст и партитура в древнегреческой нотации были выгравированы на надгробном камне (стеле), найденном в 1883 году недалеко от города Айдын в Турции.

 

Эпитафия посвящена жене Сейкила Эвтерпе:

Живи, друг, и веселись.

Не печалься ни о чем.

Наша жизнь коротка, быстротечна,

Срок нам дан веселиться недолго.

Текст песни снабжен знаками-стигмами, которые обозначают динамику исполнения.

Гимны Мезомеда

До обнаружения сколия Сейкила гимны Мезомеда были единственными музыкальными памятниками Античности, которые знал европейский мир. Мезомед Критский был вольноотпущенником древнеримского императора Адриана, жившего во II веке нашей эры.

Сохранились три нотированных произведения Мезомеда: гимн Немезиде, гимн Каллиопе и Аполлону и гимн солнцу — Гелиосу.

Дельфийские гимны Аполлону

Два гимна Аполлону, высеченные на внешней стене дельфийской казны, где хранились приношения от афинских граждан, были обнаружены в 1893 году.

Ноты к первому гимну (ок. 138 года до нашей эры), сочиненному Афинеем и предназначенному для исполнения во время Пифаид — религиозных процессий из Афин в Дельфы, — записаны в древнегреческой вокальной нотации. Гимн делится на две большие части: пеан и гипорхему (танец). В первых строках певцы призывают муз — богинь музыки и танца — покинуть свой дом на горе Геликон и присоединиться к песнопениям в честь Аполлона, а затем описывается жертвоприношение молодых быков и арабского ладана. Последняя часть сохранилась не полностью; очевидно, в ней описываются деяния Аполлона.

Второй гимн, датируемый 128 годом до нашей эры, записан в инструментальной нотации. Известно имя композитора — это афинянин Лимений. Гимн также предназначался для исполнения во время Пифаид. Как и в первом гимне, первая часть — пеан — обращена к музам и описывает, как небо и море радовались рождению Аполлона на острове Делос и как бог после рождения посетил Аттику. Во второй части гимна — просодии — певцы умоляют Аполлона и его сестру Артемиду защищать Афины и Дельфы. Композиция заканчивается молитвой о продолжении господства победоносной Римской империи.

Арии из трагедий Еврипида

Две арии из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» были записаны на папирусе в III веке до нашей эры. Первую должен был исполнять хор женщин, а вторую — Ифигения, которую уводят, чтобы принести в жертву Артемиде перед походом греков на Трою.

Папирус с арией из трагедии  «Орест», относящийся к этому же периоду, был обнаружен австрийским папирологом Карлом Весселы в 1892 году среди собрания папирусов из египетского города Гермополиса. Музыка может как принадлежать самому Еврипиду, чей музыкальный стиль его современники характеризовали как сложный и революционный, так и являться более поздним подражанием.

Христианский гимн

Этот христианский гимн, воспевающий Святую Троицу, считается одним из самых ранних христианских гимнов, который не основан на строках Библии. Он датируется III–IV веками нашей эры и был обнаружен на оборотной стороне папируса с отчетом о поставках зерна. Мелодия гимна построена на нескольких фразах, соединенных короткими речитативными переходами. Этот композиционный принцип ведет происхождение от еврейских и сирийских песнопений.

Гимн Асклепию

Этот гимн, написанный гекзаметром, был обнаружен на одной из стен храма Асклепию в греческом городе Эпидавре. Над одной из строк содержалась нотная запись. Скорее всего, весь гимн исполнялся подобным образом.

Другие произведения

Авторы большей части дошедших до наших дней музыкальных фрагментов неизвестны.

Предполагается, что фрагмент из Берлинского папируса 6870 является частью утерянной трагедии Эсхила «Аякс» (160 год нашей эры).

Но во многих случаях ученым остается только догадываться, кто сочинил ту или иную композицию и по какому поводу.

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration