Американский композитор-минималист Филип Гласс оказал большое влияние на музыкальную и интеллектуальную жизнь своего времени благодаря операм, симфониям, сочинениям для собственного ансамбля и обширному сотрудничеству с популярными исполнителями и академическими композиторами. Он написал саундтреки более чем к 50 художественным и документальным фильмам и был неоднократно номинирован на «Оскар». Одним из источников вдохновения для Гласса является наука, технический прогресс и их взаимодействие с различными сферами: искусством, религией, природой.

Знакомство: Music in 12 Parts (1974) и Glassworks (1982)

Филип Гласс считается одним из основателей американского минимализма 1960-х, однако сам композитор этот термин недолюбливал и предпочитал называть свою музыку «репетитивной» (англ. music with repetitive structures — музыка с повторяющимися структурами). Эта техника основана на простейших, многократно повторяющихся и незначительно варьирующихся «паттернах»: отдельных звуках, интервалах, аккордах, мотивах. Сочинение «Music in 12 Parts» (1974) суммировало музыкальные достижения Гласса в этом направлении и стало главным для Philip Glass Ensemble, созданного в 1971 году.

Для беглого, ненавязчивого знакомства с музыкой Гласса подходит «Glassworks» (1982) — камерное музыкальное произведение из шести частей. Оно было записано в студии после успеха крупномасштабных концертных и сценических работ, когда Гласс попытался создать нечто, ориентированное на массовую аудиторию и подходящее для прослушивания вне театров и концертных залов.

«Эйнштейн на пляже» (1976)

Почти пятичасовая опера Филипа Гласса и Роберта Уильямса в четырех действиях, обрамленных и соединенных между собой пятью интермеццо (англ. Knee Plays), считается одним из самых значительных произведений композитора и величайших художественных достижений XX века. «Эйнштейн на пляже» открывает трилогию «Портреты», которую продолжили «Сатьяграха» о Махатме Ганди и «Эхнатон», и представляет собой метафорический взгляд на Альберта Эйнштейна как ученого, музыканта и человека, чьи изыскания изменили ход истории. В ней нарушены все правила обычной оперы: вместо традиционной оркестровой аранжировки — синтезаторы, деревянные духовые инструменты и вокал, вместо сюжета — серия ярких повторяющихся образов и абстрактных танцевальных эпизодов, а вместо вокальной арии главного героя — солирующая скрипка.

Рекомендуем по этой теме:
Журнал
Главы: Общая теория относительности и «счастливейшая мысль моей жизни»

«Койяанискаци» (1983)

В документальном фильме Годфри Реджио осмысляется взаимодействие человека, природы и технологии. Музыка Филипа Гласса сопровождает видеоряд, разбитый на несколько тематических эпизодов: добыча полезных ископаемых и энергетика, транспорт, строительство небоскребов и постепенное разрушение заброшенных зданий, скорость современной жизни. Во время проката фильма Гласс гастролировал со своим ансамблем и исполнял музыку из фильма прямо во время показа перед экраном в кинотеатрах. Это принесло композитору мировую популярность.

«Галилео Галилей» (2002)

Опера, основанная на материале переписки Галилео Галилея с членами его семьи и других документах, ретроспективно путешествует по жизни ученого. Ослепший Галилей в последние дни жизни размышляет у изобретенного им телескопа, является ли его слепота Божьей карой за гордыню или же за малодушное отречение от своих новаторских идей о движении небесных тел на суде инквизиции. Астроном вспоминает события из своей жизни, выстроенные в обратном порядке: обвинения в ереси и суд, переписку со старшей дочерью, жившей во францисканском монастыре в Арчетри и принявшей имя Мария-Челеста, смелые научные эксперименты, публикации научных трудов и изобретение телескопа. Через эти биографические детали раскрываются противоречивые отношения науки, искусства и религии. Постановка завершается сценой, в которой юный Галилей смотрит оперу, написанную его отцом Винченцо.

«Кеплер» (2009)

Премьера оперы, повествующей о жизни и убеждениях немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера, состоялась в 2009 году. Биографические детали и научные идеи противопоставлены стихам Андреаса Грифиуса, которые изображают Европу во время Тридцатилетней войны.

Кеплер был убежден, что он восхваляет Бога своими астрономическими исследованиями. Вслед за прологом с текстом из собственного проекта Кеплера об эпитафии для его могилы в первом действии представлена последовательность текстов Кеплера, показывающих его как ученого: его любопытство по поводу божественного замысла относительно устройства мира и представление о планетной системе как о последовательности вложенных многогранников, вдоль которых движутся орбиты планет, раскрытое в трактате Harmonices Mundi (1619).

Bowie Symphonies (1992, 1996, 2018)

В этой трилогии Филип Гласс продемонстрировал, как могла бы звучать музыка Дэвида Боуи, если бы он был классическим композитором. Симфонии «Low» (1992), «Heroes» (1996) и «Lodger» (2018) (No. 1, No. 4 и No. 12) основаны на одноименных альбомах Боуи из «берлинского триптиха». А ирландский диджей Aphex Twin объединил версии обоих музыкантов в своем ремиксе, добившись болезненного, пугающего звучания.

1000 Airplanes on the Roof (1989)

Композитор описывает «1000 Airplanes on the Roof» как научно-фантастическую музыкальную драму. Это произведение выглядит не столь монументальным, как крупномасштабные оперы Гласса, и часто критикуется за вторичность. Тем не менее повествование, лежащее в основе либретто, захватывающее: это история контакта с внеземными формами жизни, посредством которой показана психологическая дезинтеграция человека. Драма разворачивается в Нью-Йорке вокруг единственного персонажа М, который вспоминает встречи с внеземными формами жизни, включая их сообщение: «It is better to forget, it is pointless to remember. No one will believe you. You will have spoken a heresy. You will be outcast». Бытовые эпизоды — неудачное свидание с коллегой, жизнь в мегаполисе, поиск новой работы — смешиваются с потерей контроля над собственным разумом и галлюцинаторными переживаниями, постепенно приводящими к распаду личности.

Рекомендуем по этой теме:
FAQ
FAQ: История создания небесной механики

«Катание по Марсу» (2006) и «Краткая история времени» (1991)

Филип Гласс является автором саундтрека к «Катанию по Марсу» — короткометражному документальному фильму режиссера Джорджа Батлера, повествующему о разработке, запуске и эксплуатации марсоходов Spirit и Opportunity. В фильме используются как реальные кадры с Марса, так и компьютерные модели, а видеодополнение «Марс: прошлое, настоящее и будущее» содержит размышления создателей фильма, членов команды проекта Mars Exploration Rover, сотрудников Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) и студентов программы Imagine Mars о роли планеты в будущем человечества.

Музыка Гласса также присутствует в документальном фильме «Краткая история времени» американского режиссера Эррола Морриса о жизни, мировоззрении и научных достижениях Стивена Хокинга.