Rating@Mail.ru

Краткая история университетов

Сохранить в закладки
6040
34
Сохранить в закладки

Как развивались университеты в Европе, России и США

Какое место занимает высшее образование в жизни общества? Как должен функционировать университет? Как развивается академическая среда? Ответы на эти вопросы ищут столетиями в старейших университетах Европы и современных высших учебных заведениях. Рассказываем, как менялись взгляды на модель университета: от Болоньи до Америки и от Средневековья до современности.

Европейский средневековый университет: плюрализм, корпоративизм и автономия

Первое подобие университета возникает в начале V века, когда указом императора в Константинополе в противовес «языческим» Афинам создается христианский университет. Прообразы европейских университетов возникают в XI веке на фоне григорианской реформы, усилений позиций папства, подъема городов и утверждения сеньориальных отношений. Конечно, тогда они не были университетами в современном понимании, а скорее предуниверситетскими образованиями, учебными центрами, студиями. По сути,

Важнейшей чертой средневековых университетов был корпоративизм: члены университетской корпорации договаривались между собой о дресс-коде, правилах поведения, порядке чтения лекций и проведения экзаменов. Очень быстро сформировалось то, что мы называем университетской культурой: особый тип мышления, фольклор, повадки, дискурсивные практики, свойственные людям университета, — так, для студентов Средневековья было характерно буйство, эксцентричное поведение. Вступая в мир людей знания, человек как бы порывал со своей прежней средой (хотя происхождение всегда было чрезвычайно важно для средневекового общества), обретая новый социальный статус.

Университетские корпорации были независимы от местной светской власти, представителей короля и, главное, от местной духовной власти. Изначально обучение контролировал епископ, выдавая разрешение на преподавание (licentia docendi). Затем появилась новая форма — licentia ubique docendi, то есть право преподавать во всем христианском мире. Его можно было получить, только успешно сдав экзамен, проводимый корпорацией равных между собой людей. Например, канцлер епископа, который выдавал разрешения, не мог оспорить вердикт интеллектуалов. Но университет как автономная корпорация не мог существовать без позволения властей — соответствующую хартию выдавал папа римский, император или король. Со временем университеты все сильнее контролировались светскими властями, но их авторитет был неоспорим, и они зачастую выполняли консультативные функции при монархе.

Историк Павел Уваров об университетских корпорациях Средневековья

Гумбольдтовский университет: исследование, обучение и свобода

Средневековая модель университета как корпорации не устраивала Европу по многим причинам. В XIX веке Европа переживала глобальную индустриальную перестройку, и вопрос о профессиональной подготовке стал очень актуальным. Первую серьезную реформу образования провел еще Наполеон Бонапарт: он предложил ликвидировать университет как автономную систему. Согласно новой схеме, прикладные дисциплины преподавались в рамках специализированных высших научных школ, за исследования отвечает Академия, а то, что остается от университетов, контролируется правительством и превращается в институты для подготовки чиновников и преподавателей в гимназиях и школах.

Однако наиболее инновационный подход предложила Пруссия. Создателем немецкого классического университета стал философ Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), который занимал пост директора отделения культов и образования в министерстве внутренних дел Пруссии. Он считал, что ведущей дисциплиной должна быть философия, и был увлечен идеями Фихте, который считал, что необходимо расширить социальную базу высшего образования и допускать в университет не только лиц знатного происхождения. В 1809 году Гумбольдт написал свой знаменитый меморандум «О внутренней и внешней организации научных учреждений в Берлине», в котором высказал основные принципы университетского образования.

Основой гумбольдтовского университета было сочетание исследования, обучения и идеи свободного преподавания. В 1810 году Гумбольдт открыл Университет Берлина, который функционировал согласно этим идеям. Первый принцип — единство преподавания и исследования: преподаватель обучает студентов в контексте своей исследовательской работы; благодаря этой идее появились семинары, на которых изучаются источники, интересующие преподавателя в контексте его научных интересов. Второй принцип — это академическая свобода: профессор сам формулирует тему, цель и задачи лекционно-семинарского курса. Третий принцип — финансирование со стороны государства, причем властные структуры не должны вмешиваться в деятельность университета. Тем не менее государство должно назначать профессоров, чтобы корпорация не замыкалась на себе и стремилась к интеллектуальному развитию. Подобное сочетание академической свободы и государственного контроля породило определенные противоречия и критику в адрес гумбольдтовского университета — что не отменяет его огромную роль в реформировании высшего образования.

Узнать больше об основных принципах немецкого университета, критике идей Гумбольдта и их рецепции, а также реформах образования в XIX веке

Британские университеты: автономия против политики

Британские университеты можно условно подразделить на «каменные» и «краснокирпичные». Первое поколение университетов, таких как Оксфорд (1169) и Кембридж (1209) получили прозвище «каменные» из-за грубой кладки стен. Они относятся к федеративным, или коллегиальным, университетам (collegiate universities), основу которых составляют колледжи с высокой степенью автономии. Других университетов до начала XIX века в Англии не было — хотя Кембридж и Оксфорд расширялись за счет колледжей, они были похожи на удаленные от мира монастыри. За это время в Шотландии было основано еще четыре университета, которые расположились в наиболее крупных населенных пунктах того времени — индустриальных центрах, и были очень политичными. Похожая ситуация наблюдалась и в Ирландии, где действовал запрет на обучение католиков.

Возникновение второго поколения британских вузов связано с индустриальной революцией и потребностью в квалифицированных управляющих. Новые университеты закладываются в промышленных центрах: в Лондоне и Дареме в 1836 году, затем в Манчестере (1851 г.), в Бирмингеме (1900 г.), в Ливерпуле (1903 г.), в Бристоле (1909 г.), в Рединге (1926 г.). Эти университеты стали известны как «краснокирпичные» (redbricks).

Социолог Виктор Вахштайн о поколениях британских университетов

Американские колледжи: древние языки и патернализм

Американские колледжи первых десятилетий существования Республики наследовали британским образовательным практикам. Пионеры американского образования, такие как Генри Данстер, первый президент Гарвардского колледжа (1636), или Джеймс Блэр, основатель Колледжа Уильяма и Мэри (1693), стремились воспроизвести управленческую систему, учебную программу и педагогику Оксфорда и Кембриджа. Однако полностью воспроизвести британскую модель было невозможно: в Америке было гораздо меньше студентов, не было институтов профессуры и последипломного образования, не существовало академий или издательских домов. Колледжи были очень маленькими, с тесным коллективом — у тьюторов часто не было определенной специализации, потому что нанимать преподавателей на каждый предмет было сложно и невыгодно; они часто являлись молодыми выпускниками соседних колледжей, и им не хватало денег на покупку книг и оборудования. Колледжи находились под управлением советов попечителей — политиков, меценатов, общественных деятелей. Позднее была введена должность президента, который обладал неограниченными обязанностями и полномочиями: от составления учебной программы и расписаний до назначения и увольнения сотрудников и закупок библиотечной литературы.

Американские колледжи находились под контролем церкви и местной общины, и образование было тесно связано с религией: считалось, что колледж должен прежде всего воспитывать нравы, а базовая подготовка по предметам давалась побочно, и исследовательская работа не проводилась. Во второй половине XVIII века, в особенности после революции, идеи европейского Просвещения понемногу были усвоены американской публикой, однако поначалу задачей колледжа было развитие потенциальных способностей для достижения выпускниками угодного Богу и обществу состояния личностной гармонии. Студенты изучали философию, древние языки и литературу, а также риторику, грамматику, историю, биологию, астрономию, геометрию и теологию. Авторитет президента колледжа был неоспорим; насаждалась строжайшая дисциплина, одним из средств обеспечения которой была слежка за студентами; было запрещено собираться в группы и покидать кампус. Студенты были лишены самостоятельности и в быту, и в интеллектуальной жизни — им приходилось постоянно повторять уже изученный материал. Тотальный контроль за жизнью учащихся встречал противодействие: студенты громили дома неугодных преподавателей, случались поджоги и взрывы.

Эту систему начали критиковать уже в 20-х годах XIX века. Стремительный рост индустриального производства и урбанизация после Гражданской войны заставили общественность беспокоиться о прикладных специальностях: одной из целей новой образовательной политики стало разрушение классической иерархии дисциплин, в которой доминировали древние языки, и устранение формальных ограничений на доступ к высшему образованию, таких как вступительные экзамены по латыни и древнегреческому, а также гендерная дискриминация. Штаты пошли по пути гумбольдтовского университета. С 1865 по 1910 год академическая карта Америки преобразилась до неузнаваемости: там, где прежде было лишь нескольких десятков маленьких локальных колледжей, возникла новая университетская система образования, претендующая на мировое первенство. В 1868 году в Итаке (штат Нью-Йорк) был открыт Корнелльский университет, а в 1876 году в Балтиморе (штат Мэриленд) начал работу Университет Джонса Хопкинса — первый среди американских университетов, созданных для исследовательской работы и аспирантской подготовки. Представители исследовательских университетов начали преобразовывать работу старых колледжей, поставляя подготовленных преподавателей и улучшая учебные программы.

Историк Татьяна Земляков о функционировании американских колледжей и появлении университетской системы образования

Российские университеты: по западному образцу

История российских университетов насчитывает всего 300 лет. В середине XVIII века правительство Российской империи задумалось о создании высших учебных заведений, которые будут формировать ученое сословие. Это произошло благодаря участившимся связям с европейскими странами и знакомству с зарубежной моделью образования и науки. Петр I создал Академический университет, в который планировалось приглашать преподавателей из-за границы. Однако иностранная профессура не хотела ехать в Россию, а студенты не набирались: в то время военная карьера считалась намного престижнее академической, и многие молодые люди уходили из университета, не доучившись. Однако там были и талантливые студенты, которые позже стали профессорами Московского университета, созданного Иваном Шуваловым и Михаилом Ломоносовым в 1755 году по европейским образцам. Но все же значительную часть профессуры составляли иностранцы.

Преподавателям приходилось читать лекции по нескольким предметам, жалование было низким. Студентов принимали из самых разных сословий — в том числе из крепостных, если помещик соглашался оплачивать их обучение и дать им вольную. В 1783 году Московскому университету было даровано право присуждать докторские степени в медицинских и юридических науках, однако они не давали чинов по Табели о рангах, и лишь в 1804 году появилась система, которая позволяла получать чины людям с научными степенями. В середине XIX века благодаря реформам Уварова она стала чуть более похожа на современную: соискателю степени необходимо было написать и защитить научный труд.

К XIX веку в России сформировалась университетская система, состоявшая только из государственных учебных заведений, которые, находясь на госбюджете, сильно зависели от пожертвований. Некоторые университеты имели тесные связи с зарубежными и были обособлены от российских. Павел I запретил молодым людям учиться за границей и ввел множество других ограничений в области образования, что замедлило развитие университетской системы. При Александре I порядки стали смягчаться: в общей реформе образования университетам было отведено почетное место, они являлись центрами учебных округов, на которые была поделена территория России. Были разработаны новые университетские уставы, согласно которым высшие учебные заведения получили небывалую автономию и демократию, начали внедряться принципы немецкого университета — хотя обеспечить свободу преподавания и слушания в полной мере так и не удалось. Череда реформ и контрреформ, затрагивающих автономию российского университета, протянулась через весь XIX век.

Важными вехами в развитии университетов XX века являются 1905 год и Революция 1917 года, когда почти полтора года университеты были закрыты и не работали из-за студенческих забастовок. До революции университеты подчинялись Министерству народного просвещения и попечителям учебных округов и пытались выйти из этой зависимости. Но в годы Гражданской войны университет стал по-настоящему автономным учреждением. После нее университеты становятся все более массовым, превращаясь в своеобразные фабрики социализации — получения образования, в том числе через рабочие факультеты и максимальное расширение социального доступа к образованию. Это стало одним из главных отличий советских университеты от западных, которые пошли по исследовательскому пути. К 50-м-60-м годам XX века в университеты поступало примерно 10-15% населения. Еще одной важной чертой послереволюционного периода является партийное насаждение марксисткой идеологии.

Лекции об  эволюции российских университетов в начале XX века и  введении научных степеней в России

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration