Древнегреческая и древнеримская мифология издавна вдохновляла писателей, художников и музыкантов — не только классиков, но и рок-музыкантов и авангардных композиторов. Вот несколько композиций, вдохновленных героями античных сюжетов.

The Doors — The End

Эта двенадцатиминутная композиция является рок-н-ролльным воплощением эдипова комплекса — понятия, введенного в психоанализ Зигмундом Фрейдом и обозначающего бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю того же пола. На середине песни вокалист Джим Моррисон проговаривает текст «The killer awoke before dawn/ He put his boots on…» — эта часть достигает кульминации на строках «Father / Yes son? / I want to kill you / Mother, I want to…», переходящих в дикий крик.

Термин «эдипов комплекс» отсылает к персонажу из древнегреческой мифологии, сыну фиванского царя Лая и царицы Иокасты. Оракул предсказал Лаю, что тот умрет от руки своего сына, и, опасаясь за свою жизнь, царь повелел проколоть ноги новорожденного Эдипа и выбросить его у подножья горы Киферон. Коринфский пастух обнаружил младенца и отнес его к царю Полибу, решившему воспитать мальчика как родного сына. Подросший Эдип, узнав о роковом предсказании, сбежал от Полиба, которого он считал своим отцом. По дороге в Фивы он встретил колесницу и, вступив в спор с возницей, убил его, не зная, что повозкой управлял его родной отец Лай. Прибыв в Фивы, Эдип освободил город от страшного чудовища Сфинкса, разгадав его загадку, и был избран царем, а Иокаста, вдова Лая, стала его женой. Разгневанные боги наслали на Фивы страшную эпидемию и объявили, что она не прекратится, пока убийца Лая не будет изгнан. Узнав правду, Иокаста повесилась, а Эдип в отчаянии ослепил себя и ушел скитаться по свету. За ним отправилась его старшая дочь Антигона, а его сыновья начали соперничать между собой за власть в Фивах и оба погибли.

Henry Cowell — Aeolian Harp (1923)

Эолова арфа — это музыкальный инструмент, который издает звуки без участия человека. Она представляет собой раму с натянутыми струнами, которые колеблются под порывами ветра — Эола в мифологии древних греков. Этот тип арфы был известен еще в Античности. Позже ее подробно описывал немецкий энциклопедист Афанасий Кирхер в трактате Phonurgia nova (1673).

Рекомендуем по этой теме:
18658
Мифологическая картина мира

В 1923 году американский композитор Генри Коуэлл написал одну из первых композиций для фортепиано, которая подразумевала использование расширенных техник игры. Пианист извлекал звук, касаясь пальцами не клавиш, а непосредственно струн инструмента, как если бы он играл на арфе.

R.E.M. — Laughing

Строки «Laocoön and her two sons / Run the gamut sated view / Know them more emotion bound / Martyred misconstrued» отсылают к печальной судьбе жреца бога Аполлона (по другой версии — Посейдона) в городе Трое. Именно ему принадлежит фраза «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Во время Троянской войны Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город и кинул в него копье. Боги наслали на прорицателя двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоона, а затем задушили его самого. Троянцы решили, что Лаокоон был наказан за осквернение святыни, и торжественно ввели коня в город.

В песне R.E.M. имя жреца почему-то употребляется в женском роде, а из текста неясно, что именно делают он и его сыновья, — впрочем, для автора было гораздо важнее то, как слова звучат вместе, чем их смысл.

Velvet Underground — Venus in Furs (1967)

Эта песня не отсылает непосредственно к мифу о богине любви Венере, или Афродите. Она была написана на основе повести австрийского писателя Леопольда фон Захера-Мазоха «Венера в мехах», герой которой одержим эротической фантазией о женщине, унижающей его. Поначалу его избранница отвергает предложение о подобных отношениях, но постепенно игра в госпожу и раба начинает увлекать и возбуждать ее больше, чем самого Северина.

Nick Cave & The Bad Seeds — The Lyre Of Orpheus (2005)

Миф о древнегреческом музыканте Орфее и его возлюбленной Эвридике многие века вдохновляет композиторов. Старейшая из сохранившихся опер «Эвридика» была создана в 1600 году композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини. Образ Орфея использовали Клаудио Монтеверди (1607), Кристоф Глюк (1762), Йозеф Гайдн (1791), Ференц Лист ((1853–1854), Игорь Стравинский (1948), Пьер Шеффер и Пьер Анри (1953) и многие другие.

Популярные исполнители переосмысляют миф об Орфее довольно радикальным и комичным образом. Песня Ника Кейва является своего рода музыкальным слэшером. Первые три куплета Орфей мастерит свою лиру на рассвете, пока Эвридика спит, «как мешок с пушечными ядрами», что противоречит легенде, согласно которой золотая лира была подарком Аполлона и обладала магическими свойствами: ее звучание усмиряло диких животных, сдвигало с места деревья и скалы и дарило небесное блаженство всем слушателям. По-видимому, у самодельной лиры подобных качеств нет, и игра Орфея несет нелепую и гротескную смерть всему живому: от нее в буквальном смысле слова вытекают мозги. При этом сам музыкант чувствует «несравненное блаженство» в процессе исполнения. В конце песни Орфей попадает в мир мертвых, где его ожидает разъяренная Эвридика — первая жертва его музыкальных изысканий. Это происходит не по его собственной воле: незадачливого музыканта-самоучку отправляет туда ударом молота бог-виртуоз, который устал слушать его игру.

Рекомендуем по этой теме:
140697
Мифология Древней Греции

Anthrax — Medusa (1985)

Образ Медузы Горгоны — убитой Персеем женщины со змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень, был переосмыслен феминистками и популярной культурой. В фильме «Путешествие „Единорога“» (2001) она представлена в виде красивой девушки-антагонистки, позже перешедшей на сторону положительных персонажей. Тем не менее в треш-метале образ Медузы соответствует многовековой традиции: в песне группы Anthrax повествование ведется от лица вооруженного героя, готового нанести смертельный удар обольстительной, коварной и «злобной ведьме». Он провозглашает себя исполнителем воли судьбы, от которой Горгону не защитит ни броня, ни меч. Бой заканчивается, по-видимому, победой Медузы, которая обращает нападающего в камень.

Loreena McKennitt — Penelope’s Song (2006)

Канадская певица и композитор Лорина Маккеннитт, одна из самых известных исполнительниц кельтской музыки, исполняет поэтичную и нежную песню от лица Пенелопы, долгие годы ожидавшей возвращения своего возлюбленного мужа Одиссея из странствий. Хотя некоторые древнегреческие источники указывают на неверность Пенелопы, традиционно она считается символом любви и супружеской преданности. И в этой песне супруга Одиссея искренне тоскует по мужу. Эпическое путешествие Одиссея, в свою очередь, отражено в песне «Tales of Brave Ulysses» (1967) британской рок-группы Cream.

Pink Floyd — Sysyphus (1969)

Эта четырехчастная инструментальная композиция альбома «Ummagumma» (1969) очень редко исполнялась на концертах. Ее название отсылает к Сизифу — древнегреческому герою, который пытался обмануть смерть, заковав в цепи самого Танатоса, но был приговорен богами к вечной пытке в мире мертвых. Сизиф был вынужден вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжелый камень, который скатывался вниз, едва достигнув вершины.

Образ Сизифа также фигурирует в известной каталанской песне «L’Estaca» авторства Льюиса Льяка. Герой песни беседует с дедом Сизифом, который считает, что люди «привязаны к столбу» и не смогут передвигаться, пока совместными действиями не повалят его. Хотя герой считает, что столб слишком тяжел, он выражает готовность передать слова Сизифа потомкам. Под влиянием Льяка был написан антикоммунистический гимн польского профсоюзного движения «Солидарность», который впоследствии был переведен на ряд языков.

Massive Attack — Psyche (2010)

Название песни отсылает к древнегреческому мифу об Амуре и Психее, который был представлен в романе Апулея «Метаморфозы». Юная Психея была настолько прекрасна, что люди преклонялись перед ней, позабыв Афродиту. Богиня оскорбилась и решила погубить девушку с помощью своего сына Эрота, которому она повелела внушить Психее любовь к самому безобразному и жалкому из людей. Сама девушка чувствовала себя несчастной, потому что все любовались ею, как прекрасной статуей, но никто не искал ее руки. Отец отвел ее к оракулу, который повелел облачить Психею в погребальные одежды и отвести ее на скалу для брака со страшным чудовищем. Несчастный отец исполнил волю оракула, но Психея оказалась не в логове чудовища, а в прекрасном дворце, а ее мужем было незримое существо, навещающее ее лишь ночью. Послушав завистливых сестер, девушка решила нарушить обещание, данное мужу, и ночью со свечой прокралась к нему, чтобы узнать, кто он. Когда она увидела, что ее мужем является прекрасный Эрот, она залюбовалась его лицом и не заметила, как капля воска от горящей свечи упала на его лицо, разбудив его. Разгневанный Эрот покинул Психею, а она, пытаясь найти возлюбленного, отправилась в долгое странствие. Когда девушка покаялась перед Афродитой, богиня назначила ей ряд суровых испытаний в надежде на то, что красавица погибнет, но с чужой помощью Психея смогла выполнить все ее поручения. Вылечив ожог, Эрот добился согласия богов на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму небожителей. В песне Massive Attack представлен мучительный момент поиска Эрота.

Рекомендуем по этой теме:
37640
Что было в ящике Пандоры?

Led Zeppelin — Achilles Last Stand

Хотя текст песни содержит некоторые отсылки к древнегреческим мифам («The mighty arms of Atlas, hold the heavens from the earth»), вычленить в нем обстоятельства, относящиеся к гомеровской «Илиаде», на которую напрямую ссылается название, довольно сложно. Известно, что песня была написана Джимми Пэйджем и Робертом Плантом, который в это время восстанавливался после травм, полученных в автокатастрофе во время путешествия по Марокко и Греции.