Космические миссии и астрономические открытия вдохновляют музыкантов сочинять атмосферные композиции. Редакция ПостНауки составила небольшой плейлист из композиций и альбомов разнообразных жанров, повествующих о реальных и воображаемых космических путешествиях и громких открытиях ученых.

Brian May — New Horizons (Ultima Thule Mix) (2019)

Гитарист группы Queen и ученый-астрофизик Брайан Мэй под Новый год выпустил песню «New Horizons», приуроченную к пролету одноименного зонда возле астероида Ultima Thule (2014 MU69) в поясе Койпера. Станция пролетела в 3500 километрах от небесного тела 1 января 2019 года. Этот астероид диаметром 35 километров находится на расстоянии около 6,4 миллиарда километров от Земли и в настоящее время является самым удаленным небесным телом, которое когда-либо посещал космический корабль, и первым объектом из пояса Койпера, который удалось рассмотреть вблизи. Открытие Ultima Thule с помощью космического телескопа «Хаббл» в 2014 году стало настоящим спасением для расширенной части миссии New Horizons, так как на момент запуска аппарата объекты, которые он мог бы посетить после триумфального пролета Плутона в 2015 году, еще не были известны.

Как рассказал музыкант в интервью Time, в начале 2015 года ведущий специалист New Horizons Алан Стерн предложил ему сочинить песню, посвященную новой цели миссии. Этот первый за двадцать лет сольный трек Брайана Мэя вдохновлен упорством и любопытством, желанием человечества познать Вселенную.

The Byrds — C.T.A. 102 (1967)

Эта композиция отражает реакцию общественности на исследования квазара СТА-102, чей периодический поток излучения в середине 1960-х был воспринят как сигналы внеземной цивилизации. Известные в то время космические радиоисточники переменностью не обладали, поэтому это открытие стало сенсацией. Вскоре было показано, что источник CTA-102 является естественным космическим объектом и не был создан инопланетным разумом, однако поиск внеземных цивилизаций (SETI) и связанные с ним исследования долгое время будоражили воображение людей.

Teresa Brewer — Satellite (1958)

Если в музыкальной культуре СССР запуск первого искусственного спутника практически не оставил следов, то американские музыканты отреагировали на это событие очень бурно. Заводные танцевальные композиции призывали отплясывать рок-н-ролл прямо на «маленькой штучке под названием Спутник», а кантри-исполнители ругали «спутники-шмутники» на чем свет стоит и выражали опасения по поводу возрастающей мощи космических технологий. Покорение космоса нашло отражение даже в романтических балладах: в песне, исполненной популярной эстрадной исполнительницей Терезой Брюер, лирическая героиня сравнивает свою привязанность к возлюбленному с обращением спутника вокруг Земли.

Brian Eno — Apollo: Atmospheres and Soundtracks (1983)

Британский композитор Брайан Ино, известный как один из основоположников жанра эмбиент, написал минималистичный и невесомый саундтрек к документальному фильму «Для всего человечества» (англ. «For All Mankind», 1983), повествующему о подготовке и высадке первых людей на Луну в рамках программы «Аполлон». Первоначально фильм состоял из оригинальных кадров миссии, смонтированных в хронологическом порядке под музыку Ино, однако позднее режиссер дополнил его интервью с астронавтами и другими материалами из архивов NASA.

Jean Michel Jarre — Last Rendez-Vous (Ron’s Piece) (1986)

Эта композиция была выпущена на пятом студийном альбоме Жана Мишеля Жарра «Rendez-Vous» (1986) и стала реквиемом для членов экипажа шаттла «Челленджер», погибших в катастрофе 28 января 1986 года. Альбом был приурочен к 25-летию NASA и был представлен на знаменитом концерте Жарра в Хьюстоне. Композиции «Last Rendez-Vous» была отведена особая роль: она была предназначена для исполнения и записи в космосе. Планировалось, что член экипажа миссии STS-51L Рональд Макнейр исполнит партию саксофона на борту «Челленджера», а запись его исполнения будет транслироваться на большом экране во время концерта в Хьюстоне. Этому не суждено было случиться: на 73-й секунде полета шаттл взорвался, унеся жизни всех семерых членов экипажа. На концерте в Хьюстоне партию Макнейра исполнил его друг Кирк Валум, знаменитый джазовый саксофонист. Экспрессивное саксофонное соло в окружении электронных инструментов выражает одиночество человека в бесконечном пространстве космоса.

В качестве ритм-секции Жарр использовал запись сердцебиения Макнейра. По словам композитора, этот прием воссоздает ощущения астронавта на борту космического корабля: «Общаясь с людьми, я узнал, что в полной тишине космоса лучше всего слышно биение собственного сердца. И тогда у меня появилась идея использовать сердцебиение Рона, чтобы создать ритм композиции. С учетом того, что случилось после, это обрело глубокий смысл».

Vangelis — Rosetta (2016)

Первый за 15 лет альбом греческого пионера электронной музыки ознаменовал окончание миссии Rosetta по исследованию кометы 67P/Чурюмова — Герасименко. Вангелис решил написать альбом, посвященный миссии, в 2014 году после сеанса видеосвязи с астронавтом ESA Андре Кёйперсом, работавшим в то время на борту МКС. В ноябре 2014 года на официальном канале ESA на YouTube были опубликованы три композиции, приуроченные к первой в истории попытке мягкой посадки на поверхность кометы, а в сентябре 2016 года, за несколько дней до официального завершения миссии, альбом вышел полностью. В композиции «Rosetta’s Waltz» Вангелис выразил признательность людям, благодаря которым эта захватывающая миссия смогла осуществиться.

Композиции Вангелиса и ранее сопровождали программы по исследованию космоса: сочиненная им в 1993 году симфония «Mythodea» стала официальной музыкой миссии NASA «Марс Одиссей», запущенной восемь лет спустя.

Public Service Broadcasting — The Race For Space (2015)

Захватывающее звуковое повествование об американской и советской космической гонке 1957–1972 годов охватывает запуск первого искусственного спутника Земли, полеты Юрия Гагарина и Валентины Терешковой и основные вехи программы «Аполлон». В треках используются фрагменты выступления президента США Джона Кеннеди 12 сентября 1962 года в Университете Райса («We choose to go to the Moon»), сигнал «Спутника-1», многочисленные записи теле- и радиопередач и переговоры космонавтов и астронавтов с центрами управления полетами: переплетенные с музыкой, они создают запоминающийся звуковой коллаж, повествующий об успехах и неудачах первых покорителей космоса.

Lithium Dawn — Gravity Waves (2018)

Научная фантастика и передовые достижения науки и техники являются важным источником вдохновения для исполнителей progressive metal. Похоже, американский коллектив Lithium Dawn был впечатлен относительно недавним открытием гравитационных волн. Этот альбом повествует о жестоком, антиутопическом будущем, где становятся возможными межгалактические путешествия.

Air — Le voyage dans la lune (2012)

В отличие от предыдущих произведений, этот альбом вдохновлен не реальным, а воображаемым космическим путешествием. Французские электронщики Air, чей дебютный альбом Moon Safari (1998) запомнился отчасти благодаря анимационному клипу об обезьянке, отправившейся на Луну, в 2012 году вновь выпустили пластинку, связанную с освоением спутника Земли. Альбом Le voyage dans la lune создан по мотивам немого научно-фантастического фильма 1902 года «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса и стал саундтреком к цветной версии фильма.

David Bowie — Life on Mars? (1971)

Изначально эта песня не была приурочена к конкретной космической миссии, однако после успешного тестового запуска ракеты SpaceX Falcon Heavy в феврале 2018 года она стала ассоциироваться с этим событием. Композиция воспроизводилась в автомобиле Tesla Roadster, который использовался в качестве полезной нагрузки, наряду с другим хитом Боуи — «Space Oddity» (уже звучавшим в космосе). Автомобиль с облаченным в скафандр манекеном по имени Starman за рулем пересек орбиту Марса спустя 9 месяцев после запуска.

will.i.am — Reach For The Stars (2011)

Несмотря на популярность Дэвида Боуи, первой композицией, прозвучавшей на другой планете, стал трек американского рэпера Уильяма Адамса, известного под псевдонимом will.i.am. NASA попросило рэпера написать песню для посадки марсохода Curiosity на Марс. 29 августа 2012 года песня транслировалась с марсианской поверхности на Землю. Таким образом, она совершила путешествие длиной более чем в 300 миллионов миль от Земли до Марса и обратно.

Trent Reznor & Atticus Ross — Juno (2016)

Эту 9-минутную композицию, посвященную миссии к Юпитеру, создал фронтмен американской индастриал-рок-группы Nine Inch Nails Трент Резнор совместно с Аттикусом Россом. До этого они вместе работали над саундтреками к фильмам «Социальная сеть» и «Девушка с татуировкой дракона». Трек стал доступен на iTunes за день до выхода Juno на орбиту планеты. Если вы знакомы с творчеством обоих музыкантов, вы, возможно, предполагаете, чего тут можно ожидать: шумные звуковые текстуры и пробивающиеся через них отрывистые, «стеклянные» мелодии.

Путешествия к Луне

Virgil & Steve Howe — Dawn Mission (2017)

Nexus, совместный альбом гитариста Yes Стива Хау и его сына Вирджила, вышел при трагических обстоятельствах: незадолго до выхода альбома 41-летний Вирджил скончался. Стив Хау утверждает, что именно сын является автором фортепианных мелодий, которые легли в основу 11 композиций альбома, а он сам всего лишь наложил на них гитару. Название композиции «Dawn Mission» отсылает к миссии NASA по исследованию астероида Веста и карликовой планеты Цереры, официально завершившейся в ноябре 2018 года.

Undogmatic — Pale Blue Dot (2015)

Эта короткая композиция с альбома The Philosophy Of Nature португальского электронного музыканта под псевдонимом Undogmatic примечательна тем, что в ней используется запись голоса американского астрофизика и популяризатора науки Карла Сагана. Ученый комментирует знаменитую фотографию Земли «Бледно-голубая точка» (англ. «Pale Blue Dot»), сделанную аппаратом «Вояджер-1» с расстояния около 6 миллиардов километров: «Земля очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы в лучах славы и триумфа они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки».

The Orb — The Orb’s Adventures Beyond the Ultraworld (1991)

Выпущенный в апреле 1991 года, этот двойной альбом представляет собой двухчасовое психоделическое путешествие по музыкальным жанрам и изобилует отсылками как к разнообразным космическим миссиям, так и к своим музыкальным предшественникам: в нем используются фрагменты документального фильма For All Mankind о программе «Аполлон», многочисленные записи из архивов NASA, а также семплированные фрагменты композиций Брайана Ино, Pink Floyd и Стивена Райха.

Если вы не увидели любимую композицию или альбом в этом списке, присылайте свои пожелания на адрес postnauka@postnauka.ru в теме «Песни про науку». Можно и нужно писать не только про астрономию и космонавтику.