Празднование Нового года и Рождества связано с разнообразными ритуалами и фольклорными персонажами. Рассказываем, как сформировались традиции, без которых нам и сегодня трудно представить эти праздники.

Обычай наряжать елку

Информация об истории рождественской елки противоречива и во многом базируется на устной традиции, поэтому подтвердить ее достоверность чрезвычайно сложно. Известно, что елка как символ новогоднего праздника появилась в России во времена Петра I. Вернувшись из-за границы, царь издал указ, предписывающий под Новый год (который отныне праздновали с 1 января) украшать дома хвойными деревьями и их ветвями. Однако к немецкой рождественской елке этот способ декорирования городского пространства не имеет отношения. А после смерти Петра I обычай был забыт, и лишь владельцы питейных заведений продолжали украшать еловыми ветками крыши и двери кабаков.

Рекомендуем по этой теме:
21832
Худший Новый год

С начала XIX века украшенные рождественские елки стали устанавливаться в домах петербургских немцев, перенесших на новую родину обычаи своей страны. Наличие елки в доме свидетельствовало о приобщенности хозяина к европейской культуре, что весьма поднимало социальный статус хозяев в глазах ближайшего окружения. Появление елки в домах российской знати исследователи связывают с супругой Николая I, императрицей Александрой Федоровной, которая была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III. Она стала распространяться в 1830–1840-х годах и постепенно стала атрибутом привилегированной дворянской праздничной культуры и олицетворением домашнего, семейного праздника. Удачливые предприниматели и лица доходных профессий пытались воспроизвести в своем повседневном быту дворянский образ жизни и даже перещеголять своих более родовитых и сановных по роскоши и красоте елочного убранства. Богато украшенная елка, с одной стороны, объединяла семью, а с другой — свидетельствовала о ее общественном престиже и мощи.


Советская марка

В усадьбах украшения делались вручную — часто это были конфеты в красивых обертках или искусно склеенные дворцы из бумаги. Русские женские журналы по домоводству публиковали материалы, связанные с подготовкой и проведением домашней рождественской елки. Во второй половине XIX века елка вошла в дома интеллигенции — врачей, профессоров, художников и литераторов, а также начала распространяться в провинции. Примерно в это же время появились первые публичные елки, которые устанавливались в общественных местах. Проводились костюмированные новогодние балы с великолепными, богато украшенными рождественскими деревьями, причем посетить их мог любой желающий вне зависимости от сословия, заплатив за вход 50 копеек.

История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку

Дед Мороз — хозяин праздника

Принято считать, что Дед Мороз — это фольклорный герой. Существовал персонаж Мороз, которого кормили на Рождество овсяным киселем, чтобы он не вымораживал озимые посевы. Однако очевидно, что это не привычный нам Дед Мороз, а некий другой персонаж, связанный с природными стихиями. Привычный нам образ доброго волшебника восходит скорее к детской литературе XIX века. Первым появлением «доброго Мороза Ивановича» в русской культуре стали «Детские сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Этот персонаж не приходит к детям, а дети приходят к нему, он живет в ледяной стране и не одаривает, а награждает детей за добрые дела. Параллельно к концу XIX века распространилась традиция украшения рождественской елки, вокруг которой начинала формироваться определенная мифология. Пытаясь ответить на детские вопросы, откуда в доме берется елка и подарки под ней, взрослые нередко объясняли, что ее из леса приносит «рождественский дед», однако этот выдуманный персонаж не сразу стал Дедом Морозом. Он пользовался популярностью под разными именами: «старый Рупхерт» (влияние немецкой рождественской традиции), «елочный дед», «святочный дед», «Ёлкич», «Морозко». К началу XX века окончательно утвердился самый популярный вариант — Дед Мороз.

В середине 1920-х годов в рамках государственной антирелигиозной кампании рождественские традиции, включая елку и Деда Мороза, были объявлены идеологически вредными. Однако уже во второй половине 1930-х годов, после публикации в газете «Правда» статьи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку», празднование Нового года начинает широко внедряться на государственном уровне, в первую очередь через организацию детских новогодних утренников на рабочих местах. Одним из главных действующих лиц на этих праздниках стал добрый Дед Мороз, раздававший счастливым детям подарки из огромного мешка, и его спутница — внучка Снегурочка. Созданная в советское время, новогодняя традиция оказалась очень устойчивой, и в наше время Дед Мороз является не только персонажем семейной мифологии, но и популярным медийным героем.

Внучка Деда Мороза — Снегурочка

На самом деле существует две Снегурочки: прекрасная дева, влюбленная в Леля, и маленькая девочка, вылепленная из снега. Первая из них — героиня одноименной пьесы Александра Островского, написанной в 1873 году. Ее родителями, согласно тексту пьесы, являются Дед Мороз и Весна-Красна. Снегурочка — плод их мимолетного увлечения. Отец любит Снегурочку и прячет ее от Ярилы-солнца, но, поддавшись на уговоры Весны, выпускает дочь в мир людей, где она и погибает от горячей любви.

В фольклорных сказках Снегурочку делают из снега бездетные старики. Процесс ее создания описывают по-разному: ее либо лепят из снега, как снеговика, либо насыпают снег в ступу и перетирают его пестом, либо ставят снег на печку. Маленькая девочка погибает от прыжка через костер, и чувства в данном случае не описываются. Первые записи таких сказок, как и пьеса Островского, появились в XIX веке. Та молодая девушка Снегурочка, которую мы знаем, связана именно с пьесой.

В дореволюционных традициях празднования Нового года Снегурочка была всего лишь популярной елочной игрушкой, однако на советских утренниках она стала обязательным персонажем. В 1960-е годы на кремлевских елках ее часто заменяли космонавтом.

Как возник образ Деда Мороза?

Кто родители Снегурочки?

Легенда о Санта-Клаусе

Само имя Санта-Клауса указывает на святого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских и одного из самых известных и популярных христианских святых, который жил в конце III — начале IV века. С этой личностью связывают множество чудес. Одна из самых известных легенд, которая и легла в основу образа Санта-Клауса, повествует о том, что святой Николай спас трех дочерей бедняка, который не мог их выдать замуж без приданого. Их ждала незавидная судьба, вплоть до занятия проституцией. По одной из версий, святой Николай подбросил им сразу три мешочка с монетами, по другой — подбрасывал их последовательно в течение трех лет, к моменту, когда каждая из них достигала совершеннолетия. В более поздней интерпретации сюжета отец пытался найти тайного дарителя, и один раз, чтобы остаться незамеченным, святой Николай опустил мешочек в печную трубу, и деньги случайно попали в чулок девушки.

Рекомендуем по этой теме:
7612
Экономика праздника

Об образе Санта-Клауса

Святочные гадания и ряжения

Две недели Святок — период времени от Рождества до Крещения — делились на «страшные вечера» и «святые вечера»: самые темные дни и долгие ночи были страшны разгулом нечистой силы и ведьм, стремящихся усугубить тьму и похитить Луну и Солнце. Ужас перед нечистью преодолевался обрядами ряжения: славяне рядились в злых духов и зверей, выворачивая наизнанку тулупы, и разгуливали шальными толпами по домам. От ряженых можно было откупиться подачками еды. Эта традиция восходит к первобытным временам и напоминает римские сатурналии, или календы. К этому обозначению восходит и славянское обозначение вечеров накануне Рождества и Нового года — коляда.

Какие новогодние и рождественские традиции были у славян