Немецкий технический музей в Берлине (Deutsches Technikmuseum Berlin) был основан в 1982 году под названием «Музей транспорта и технологий». Современное название появилось в 1996 году. Музей, расположенный на территории бывшего депо железнодорожной станции Anhalter Güterbahnhof, собрал более 100 коллекций техники, существовавших в Берлине, таких как коллекция Музея транспорта и строительства. На территории музея сосредоточено 18 постоянных экспозиций. Ежегодно музей посещает около 600 000 человек.

Стеклянное пятиэтажное здание музея спроектировали немецкие архитекторы Хельге Птиц и Ульрих Вольт. Вокруг музея разбит парк, в котором сохранились остатки железнодорожных путей, а на его крыше располагается один из «изюмных бомбардировщиков» — самолет C-47 Skytrain, на котором члены антигитлеровской коалиции снабжали продовольствием Западный Берлин во время его блокады в 1948–1949 годах.

Рекомендуем по этой теме:
7928
9 научных музеев: Россия

Постоянные экспозиции охватывают различные сферы немецкой промышленности: авиационно-космическая промышленность, судоходство и навигация, железнодорожные перевозки, легкая промышленность, ювелирное дело, частный и общественный транспорт, математика и вычислительная техника, технологии письма и печати, бумажное производство, энергетические технологии, химия и фармацевтика, фото- и кинотехника, производство сахара, пивоварение, а также коммуникационные и информационные технологии — это новейший раздел музея. Каждая экспозиция показывает историю развития той или иной отрасли промышленности и ее культурное и социально-историческое значение. Параллельно рассказывается о тех, кто создавал технику, работал с ней, добивался чего-то с ее помощью или пострадал от ее разрушительного воздействия. В разных частях музея расположены интерактивные стенды, рассказывающие о судьбах реальных людей, связанных с техникой, а практически в каждой секции воссоздано рабочее место оператора техники, будь то кабина машиниста или пилота, ювелирная мастерская или кабинет оператора ЭВМ.

Самая большая секция музея посвящена истории железнодорожных перевозок и расположена в здании бывшего локомотивного депо. В ней демонстрируется несколько десятков локомотивов, производившихся в Германии: от локомотива Beuth, выпускавшегося в 40-х годах XIX столетия, до современного высокоскоростного локомотива типа ICE (Intercity Express) со скоростью до 300 км/ч. Крупные экспонаты дополняются предметами быта, сопутствующими путешественника той или иной эпохи: от билетных автоматов до предметов личной гигиены. Вагон, построенный в Третьем Рейхе, снабжен плакатами, иллюстрирующими роль железных дорог в депортации евреев и перевозках узников концлагерей.


Junkers Ju.52/3m

Вторая по величине экспозиция охватывает двести лет истории немецкой авиации: от первых подъемов в воздух в конце XVIII века до самолетов времен блокады Западного Берлина. Она включает более 40 военных и гражданских летательных аппаратов, свисающих с потолка на тросах: отжившие свой век самолеты как бы замерли в пике или в наборе высоты. Крупномасштабные объекты сопровождаются более мелкими по размеру экспонатами: чертежами, униформой, документацией, экипировкой. Эти детали погружают посетителя в исторический контекст. В разделе, посвященном Второй мировой войне, рассказывается о росте и падении немецких военно-воздушных сил. Немецкие военные самолеты сопровождаются плакатами, которые повествуют о труде остарбайтеров на оборонных предприятиях, строивших данные образцы. Одним из центральных экспонатов является пассажирский и военно-транспортный самолет Junkers Ju 52/3m, более известный в Германии как Tante Ju. Отдельная секция экспозиции иллюстрирует вклад Германии в освоение космоса. Экспозиция начинается с подборки литературы докосмической эпохи, содержащей футуристические концепции покорения космоса, а также с описаний экспериментов ранних энтузиастов и заканчивается деятельностью ESA (Европейского космического агентства). Двигатель баллистической ракеты V2 Вернера фон Брауна, которая послужила прототипом для создания ракет-носителей, выведших на орбиту Земли первые спутники и живых существ, иллюстрирует то, как национал-социалисты включали ракетно-космические технологии в процесс вооружения и какую роль немецкие инженеры сыграли в освоении космоса. Описания очевидцев документируют бесчеловечные условия работы заключенных концлагерей, которые производили ракеты в концентрационном лагере Дора-Миттельбау.

Рекомендуем по этой теме:
21789
16 лучших научных музеев: Европа

Еще один крупный раздел музея посвящен истории судоходства: на трех этажах музея располагается более 1100 экспонатов, часть из которых унаследована от бывших Музея транспорта и строительства и Музея океанографии. Выставка иллюстрирует переход от деревянных кораблей к железу и от паруса к паровому двигателю, а также демонстрируют современное состояние судостроения.



Менее масштабные секции также заслуживают внимания. В разделе, посвященном сахару, можно узнать об истории его производства и какую роль он играл в повседневной жизни, культуре, фольклоре и искусстве, экономике и общественной жизни. На выставке фототехники показаны не только технические возможности разнообразных камер и объективов, но и то, как фотография использовалась в рекламе, прессе, на войне, в разведке и шпионаже. Историю кинематографа кураторы музея не стали ограничивать концом XIX века, Эдисоном и братьями Люмьер: в экспозицию включены такие экспонаты, как средневековые кукольные театры и волшебный фонарь, или фантаскоп, — прибор для проекции изображений, получивший распространение в XVII веке. Музей также располагает коллекцией оригиналов редких кинолент, созданных на заре существования кинематографа.

Рекомендуем по этой теме:
3321
9 научных музеев: Северная Америка

Ориентироваться в гигантском пространстве музея довольно сложно, поэтому работники музея предлагают множество тематических туров, которые фокусируются на отдельных аспектах той или иной отрасли промышленности. К примеру, экскурсии по разделу о судоходстве раскрывают его социокультурное значение: изменения в мировоззрении, вызванные открытиями испанских и португальских путешественников в XV–XVI веках, значение Ганзейского союза, общую информацию о торговле, контрабанде и пиратстве, исследования Тихого океана в XVIII веке, Опиумные войны XIX века, роль подводных лодок во Второй мировой войне, Бранденбургскую работорговлю XVI века, эмиграцию в XIX — начале XX века, судостроение, парусный спорт и функции корабля в качестве символа социального статуса. На посещение музея следует выделить целый день, но и за это время обойти его целиком невозможно. В случае недостатка времени гораздо рациональнее будет выбрать интересующую тему заранее.