Бременская картинная галерея (нем. Kunsthalle Bremen) является одним из главных художественных музеев Германии. Она расположена рядом с историческим центром Бремена, на так называемой культурной миле (нем. Kulturmeile). Галерея принадлежит Бременской художественной общине и является единственной картинной галереей в Германии с коллекцией произведений искусства XIV–XXI веков, которая находится в частной собственности.

Художественная община Бремена была создана в 1823 году купцами, увлеченными изобразительным искусством, во главе с Иеронимусом Клюгкистом. Община приобретала произведения искусства и проводила выставки в сотрудничестве с художественными ассоциациями Ганновера, Любека, Грайфсвальда и Ростока. В 1847 году началось строительство здания галереи. Сегодня ассоциация насчитывает около 9000 членов и сотрудничает с художественными ассоциациями и музеями Гамбурга, Ганновера, Штутгарта и других городов Германии. Во время Второй мировой войны часть экспонатов была расхищена, а часть — спрятана. Галерея возобновила работу лишь в 1963 году.



В Kunsthalle собраны шедевры европейской живописи и скульптуры от Средневековья до современности, а также выдающиеся произведения медиаискусства. Гордостью музея является Kupferstichkabinett — одна из крупнейших коллекций графики в Европе с более чем 220 000 экспонатами, среди которых ручные рисунки, акварели, миниатюры, эскизы, плакаты и искусно иллюстрированные книги. Особое внимание уделено рисункам и гравюрам немецких, голландских и итальянских школ XVI–XVIII веков, а также французскому и немецкому искусству XIX–XX веков. Из-за чувствительности графических произведений к свету они демонстрируются только на временных выставках продолжительностью в три месяца, а оставшееся время хранятся в закрытых папках, коробках и шкафах. В настоящее время музей оцифровывает свою коллекцию.


Винсент Ван Гог «Поле с маками»

В галерее представлены работы мастеров эпохи Возрождения, а также фламандская живопись и французское придворное искусство XVII века. Однако сердцем коллекции Kunsthalle является живопись XIX века. Среди экспонатов кураторы галереи особенно выделяют картину «Голубой грот Капри» Генриха Якоба, а также работы Эжена Делакруа и произведения назарейцев — немецких и австрийских художников-романтиков, пытавшихся возродить манеру итальянских мастеров Средневековья и раннего Ренессанса. Модерн представлен работами французских кубистов и сюрреалистов, таких как Пабло Пикассо, Фернан Леже и Андре Дерен, а также произведениями немецких импрессионистов и экспрессионистов из творческих объединений «Синий всадник» (нем. Der Blaue Reiter) и Ворпсведской колонии художников, которая была расположена всего в 18 километрах от Бремена. Первый директор Kunsthalle Густав Паули (1899–1914) стремился заполучить в коллекцию галереи новаторские произведения искусства своего времени. Например, в первое десятилетие XX века он приобрел «Камиллу» Клода Моне, портрет Захарии Аструка Эдуарда Мане и «Поле с маками» Винсента Ван Гога — покупка последней в 1911 году вызвала большой скандал.

Рекомендуем по этой теме:
111663
Теория цвета

На верхнем этаже здания представлены произведения послевоенного искусства. Центральным экспонатом является инсталляция американского авангардного музыканта Джона Кейджа «On the Duty of Civil Disobedience» (1985/91), которая демонстрирует его ключевые идеи о пространстве и звуке. Отдельную зону галереи занимает трехэтажная инсталляция «Above — Between — Below» (2011) американского художника Джеймса Таррелла, экспериментирующего со светом и пространством. Она была создана специально для Kunsthalle и представляет собой многоуровневую комнату с прозрачными полами: уровни связаны между собой застекленными проходными смотровыми проемами, обрамленными светодиодами, меняющими цвет. На первом этаже находится черная овальная гранитная плита, усеянная миниатюрными источниками света: если смотреть на нее с третьего этажа, она выглядит как звездное небо в противоположной точке Земли, на севере Новой Зеландии. Расположение световых элементов имитирует положение звезд на небе 23 июня 1963 года — дня, когда Бременская галерея вновь открылась после окончания Второй мировой войны. Таким образом, у посетителя создается ощущение, что он находится в центре Земли.

Этот раздел галереи также фокусируется на искусстве новых медиа. В частности, здесь выставлялась анимация «What Will Come» Уильяма Кентриджа из ЮАР, созданная на основе его рисунков углем и повествующая о Второй итало-эфиопской войне, которая считается предвестницей Второй мировой. Kunsthalle также владеет одной из самых значительных в мире коллекций ранней компьютерной графики 1960–1970-х годов, основанной на работах Курда Альслебена, Отто Бекмана, Фридера Накэ и других.



Одним из наиболее ярких экспонатов является скульптура Маурицио Каттелана «Love saves life / Love doesn’t last forever» (1999), которая обыгрывает символ города — знаменитую скульптуру бременских музыкантов, расположенную в историческом центре.

Музей позиционирует себя как «живую часть культурного ландшафта» и видит себя не только как выставочный центр, но и как место для обсуждения актуальных тем и текущих событий.