Макс Вебер — один из классиков социологии, с трудов которого начинается история многих понятий дисциплины. Рекомендуем шесть работ немецкого социолога для погружения в эту историю и возвращения к истокам терминов, которые перекочевали в обыденный политический анализ и даже в повседневную речь, но при этом далеко не всегда используются в смыслах, близких к Веберу.

1

Наука как призвание и профессия

Известная социологическая легенда гласит, что Макс Вебер, приехав в Мюнхенский университет по приглашению студенческого союза читать свою знаменитую лекцию «Наука как призвание и профессия», посмотрел на аудиторию и, прежде чем начать читать, спросил: «Кто пришел заниматься социальной наукой, для того чтобы помочь своему израненному отечеству?» Кто-то поднимает руку. Всем этим людям, говорит Макс Вебер, здесь не место. Он буквально высылает из аудитории всех тех, кто пришел заниматься наукой ради того, чтобы что-то изменить, кому-то помочь и сделать мир немного лучше.

Подробнее об идее науки, свободной от ценностей, — в лекции Виктора Вахштайна.

2

Основные социологические понятия

Определяя социологию, Вебер утверждает, что ею «будет называться наука, которая намерена, истолковывая, понять социальное действование и тем самым дать причинное объяснение его протекания и его результатов». Тем самым, не подозревая об этом, он задает методологическое напряжение между процедурами объяснения и понимания, которые на многие десятилетия вперед будут определять ключевые теоретические споры вокруг понятия действия.

О понимании и объяснении читайте в статье Павла Степанцова.

3

«Объективность» социально-научного и социально-политического познания

Макс Вебер находился под непосредственным влиянием философии баденской школы. Ключевая инновация баденцев — перенос кантовских трансцендентальных форм в независимое от мира бытия суверенное «царство ценностей», не субъективное и не объективное (из него вырастут те самые субъективно полагаемые смыслы, которые описанный Максом Вебером субъект полагает, имплицирует, вкладывает в свое действие).

«Идеальный тип — не „гипотеза“, он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения… Этот мысленный образ сочетает определенные связи и процессы исторической жизни в некий лишенный внутренних противоречий космос мысленных связей. По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности».

Рекомендуем по этой теме:
10011
Социальное действие

О главных спорах в эпистемологии читайте в материале Виктора Вахштайна.

4

Хозяйство и общество

Макс Вебер ввел в социологию понятия классов, статусных групп и партий социальной стратификации. Вебер предполагал написать о них целый том в своей книге или по крайней мере часть тома в «Хозяйстве и обществе», но не успел этого сделать: он умер, не закончив, оставил только конспект. С тех пор любая хрестоматия по социологии стратификации начинается с этого конспекта и часто длинного комментария, и все остальные статьи в той или иной форме на этот конспект ссылаются.

Подробнее о статусной и классовой организациях общества по Веберу — в лекции Михаила Соколова.

В числе других понятий, вводимых Вебером в «Хозяйстве и обществе», — понятие «легитимность». Легитимное господство появляется там, где люди подчиняются, потому что считают, что они должны подчиняться, что это их моральный долг. Даже если им за это ничего не будет, даже если их не ждет ни наказание, ни награда, они тем не менее считают обязанными себя повиноваться приказу, потому что отдающие приказ находятся в специфическом к ним отношении. Вебер называет три вида таких отношений: харизматическое, традиционное и рационально-легальное.

Подробнее о понятии легитимности — в материале Михаила Соколова.

5

Протестантская этика и дух капитализма

В этой работе Вебер показывает, что фундаментальные религиозные этические принципы протестантов родили современный капитализм, на простых примерах: когда мы в расхожих ситуациях в нашем лексиконе используем те же самые заповеди Бенджамина Франклина — «Время — деньги». Откуда взялось «время — деньги»? Если посмотреть чуть глубже, из очень простой формулы: в протестантизме человек не знает, спасется ли он в последующей жизни после смерти или не спасется, если он не достиг успеха на этой земле. То есть достижение материального успеха является единственным свидетельством того, что у тебя есть шанс попасть в рай.

О мотивации к успеху — в лекции Максима Киселева.

6

Город

Фердинанд Теннис разделил две формы солидарности: общину (Gemeinschaft) и общество (Gesellschaft). Община отсылает к свойству «иметь что-то общее». Это органическая, сущностная, примордиальная, нерефлексивная связь между людьми, которая возможна в семье или крестьянской общине. Напротив, общество (в значении «бывать в чьем-то обществе») отсылает к общению. Это избирательная, рациональная, рефлексивная социальная связь, в основе которой лежит взаимовыгодный обмен и которая достигает своего апогея в больших городах. Рост городов — это победа расчета над чувством, обмена над родством, Гоббса над Аристотелем. На этой же хозяйственной стороне городской социальности сфокусировался и Макс Вебер, посвятивший отдельное исследование средневековым городам как центрам обмена.

Подробнее о социологии города читайте в статье Виктора Вахштайна.