Вредоносные программы чрезвычайно разнообразны, самые известные их типы — вирусы, трояны и черви. Вирусы — это самовоспроизводящийся программный код, который внедряется в установленные программы без согласия пользователя с разными целями, в том числе и для нанесения вреда системе. Черви отличаются от вирусов тем, что они не способны заражать файлы: они ищут уязвимости в Сети или операционной системе, чтобы распространяться дальше. А трояны, в противоположность червям и вирусам, не способны распространяться самостоятельно: они маскируются под обычные программы, которые скачивает пользователь.

Своего рода вредоносные программы есть и в геноме — информационной системе живых организмов. Транспозоны — это участки ДНК, способные передвигаться и размножаться в пределах генома. ДНК практически всех организмов содержат мобильные участки, которые имеют разное строение, разный тип воспроизводства и сохранения в геноме. У человека транспозоны составляют до 45% всей последовательности ДНК. Транспозоны сыграли существенную роль в эволюции: многие человеческие гены возникли благодаря активности мобильных элементов генома. Однако передвижения, или транспозиции, таких участков вызывают существенные неудобства для клетки: они могут портить клеточные гены и вызывать ошибки, связанные с появлением разрывов геномной ДНК. Поэтому клетки стремятся контролировать активность транспозонов. Они могут увеличивать количество копий собственных генов, как это делают растения-полиплоиды: испортив одну копию гена, транспозоны не наносят вреда остальным. Клетки также могут атаковать наиболее опасные мобильные элементы генома: некоторые гены способны обнаруживать активные РНК-копии транспозонов и либо метилируют их нуклеотиды, либо прицельно вносят в эти копии мутации так, что они становятся неактивными.

Геномные паразиты человека

Возможность создания самовоспроизводящихся компьютерных программ заложил Джон фон Нейман, с чьим именем связывают архитектуру большинства современных компьютеров. Одна из базовых идей, лежащих в архитектуре фон Неймана, — принцип совместного хранения. Данные и программы хранятся вместе и не различимы на вид. Благодаря такому подходу программы-компиляторы способны превращать код программы, прописанный в текстовом файле, в исполняемый код. С другой стороны, эту уязвимость системы используют вредоносные программы: исходный код вируса легко превращается в исполняемый.

В 1951 году фон Нейман опубликовал работу «Теория самовоспроизводящихся автоматических устройств». С этой даты принято отсчитывать историю компьютерных вирусов. В 1960-х начались эксперименты энтузиастов по созданию программ, способных самостоятельно копироваться и распространяться. Из шуточных алгоритмов, выводящих на экране пользователя сообщения, вирусы и другие вредоносные программы превратились в одну из серьезных угроз кибербезопасности и породили индустрию разработки антивирусного программного обеспечения. Рассказываем о первых вредоносных программах в истории.

К первым компьютерным вирусам часто ошибочно относят программу COOKIE MONSTER, которую написал в 1970 году Крис Таварес. Идея появилась благодаря студентам из Университета Брауна, которые шутки ради вручную отправляли друг другу сообщения, блокирующие работу программ до тех пор, пока кто-нибудь не напечатает слово «печенье». Узнав об этой идее, Таварес решил ее автоматизировать. Программа была названа в честь анимированного персонажа из рекламы хлопьев, но позже стала ассоциироваться с Коржиком (англ. Cookie Monster) из «Улицы Сезам». Программа выводила на терминал просьбу: «дай печéньку!» и блокировала терминал до тех пор, пока пользователь не вводил слово «печенье». Существовали разные версии COOKIE MONSTER для разных компьютеров: чтобы полностью стереть один из штаммов на Atari, оператор должен был напечатать команду Oreo.

К вирусам часто относят такие программы, как Creeper, Wabbit и ANIMAL. Первая из них была написана Робертом Томасом в 1971 году. Хотя Creeper была способна к саморепликации и перемещению, она не была вредоносной и служила не более чем доказательством возможности создания самостоятельно распространяющейся программы. Wabbit была самовоспроизводящейся и вредоносной, но не могла работать на системах, отличных от той, на которой она была создана. ANIMAL, игра на угадывание животных, с помощью алгоритма PERVADE самостоятельно искала каталоги, доступные для записи, и, если в каталоге отсутствовала ее копия, записывалась туда. В современной терминологии ANIMAL/PERVADE является не вирусом, а файловым червем.

ELK CLONER выходит на охоту

Эта программа, инфицировавшая компьютеры Apple II в 1982 году, считается первым в истории вирусом. Ее написал девятиклассник Ричард Скрента, который любил шутить над своими друзьями: в частности, он модифицировал пиратские копии игр так, что на определенном уровне игры пользователь видел шутливое сообщение. В какой-то момент друзья перестали брать у него диски, и тогда у Скренты появилась идея создать программу, которая бы распространялась самостоятельно. Так появился Elk Cloner — первый вирус загрузочного сектора. Загрузочный сектор представляет собой область диска или устройства хранения, которая содержит машинный код для автоматической загрузки системы, например при запуске ПК. В числе прочих данных загрузочный сектор указывает расположение файлов операционной системы. Эта область хранилища стала удобной локацией для вирусов, так как код в загрузочном секторе выполняется автоматически.

Elk Cloner распространялся, заражая операционную систему DOS для Apple II, записанную на дискетах. Копия вируса автоматически запускалась, когда система загружалась с зараженного гибкого диска. После каждой 50-й загрузки программа выводила на экран следующее сообщение: «Elk Cloner — программа с индивидуальностью / Она проникнет во все ваши диски / Она внедрится в ваши чипы / Да, это — Cloner! / Она прилипнет к вам, как клей / Она даже изменит оперативную память / Cloner выходит на охоту».

Компьютерные атаки

Хотя Сloner не причинял серьезного вреда намеренно, сообщение, которое он выводил на экран без ведома пользователей, было раздражающим. Но вовсе не это сделало программу первым вирусом — все дело в ее умении самостоятельно реплицироваться. Вирус копировал сам себя на незараженные дискеты и медленно распространялся с носителя на носитель.

Первые эпидемии: Brain и Jerusalem

В 1987 году произошли первые крупные вирусные эпидемии. Вирус Brain был разработан в 1986 году двумя братьями из Пакистана, Амджатом и Базитом Алви. С помощью этой программы они планировали отследить пиратские копии их медицинского программного обеспечения и не хотели наносить никакого вреда компьютерам. Вирус замедлял работу дискет, а в загрузочном секторе появлялось сообщение о заражении с указанием авторов вируса и их адресов и телефонов. Brain был довольно миролюбивым и не повреждал жесткий диск, в отличие от многих других вирусов того времени: пользователь мог даже не заметить, что его компьютер заражен. Из-за гневных звонков со всего мира, обрушившихся на разработчиков вируса, им пришлось отключить телефонные линии. Сейчас братья Алви руководят одной из крупнейших в Пакистане телекоммуникационных компаний — Brain Telecommunications.

DOS-вирус Jerusalem, известный также как «Пятница, 13-е» (Friday the 13th), был создан в Израиле в 1987 году. Он замедлял работу системы, но самой заметной его особенностью было удаление исполняемых программ, которое запускалось каждую пятницу, 13-го, кроме 1987 года. Мир узнал о вирусе 13 мая 1988 года: сообщения о зараженных компьютерах поступали из Европы, Америки и с Ближнего Востока.

Червь Морриса: разрушительная ошибка

Эта вредоносная программа была одним из первых компьютерных червей, распространяемых через интернет. Ее написал аспирант Корнеллского университета Роберт Моррис, сын эксперта по криптографии Агентства национальной безопасности США. Запущенный 2 ноября 1988 года, червь заразил более 6000 компьютеров, что составляет около 10% от всех устройств, подключенных к ARPANET в то время. Используя подбор паролей, а также известные на тот момент уязвимости в сетевых сервисах, червь пересылал собственные копии на все доступные компьютеры, маскируясь под другие программы.

19041
Скрытые угрозы

По замыслу Морриса, червь не должен был наносить системе никакого вреда — он должен был лишь скрытно проникнуть в вычислительные системы, связанные сетью ARPANET, и остаться там необнаруженным. Однако небольшая ошибка в коде привела к непредвиденным последствиям. Программа перезаписывала свою копию с определенной периодичностью. По ошибке Моррис установил слишком маленький период репликации, и в результате червь начал лавинообразно копироваться на каждом зараженном компьютере. Память устройств переполнялась, компьютеры работали со сбоями, а перезапуск системы не помогал: защищаясь, червь создавал еще несколько копий. Моррис пытался исправить собственную ошибку, анонимно рассылая электронные письма с механизмами работы червя и методами защиты от него, однако из-за перегруженных программой сетевых каналов они попали в рассылки только через сутки. На третий день эпидемию удалось остановить, однако она стала главной темой в СМИ и породила серьезные дискуссии на тему компьютерной безопасности и сомнения широкой общественности в надежности интернета.

Причастность Морриса к распространению вируса было сложно доказать, так как разработчик позаботился о конспирации, однако его отец настоял, чтобы сын сознался. Суд над Моррисом стал первым в истории США процессом по компьютерному мошенничеству 1986 года. Учитывая смягчающие обстоятельства, приговор разработчику смягчили: он получил условный срок, 400 часов общественных работ и штраф в 10 тысяч долларов. Через девять лет Моррис получил степень доктора наук в Гарварде и был назначен преподавателем в Массачусетском технологическом институте.