Вокализация помогает животным избегать опасности, привлекать партнеров и взаимодействовать в группе. Вот несколько последних открытий (не о слонах), позволяющих лучше понять, почему каждый голос важен.

Серенады панд определяют успешность спаривания

Китайские зоологи решили выяснить, влияют ли вокализации на успешность попытки спаривания. В процессе ухаживания за самкой, которая уже выразила свое согласие, самцы издают разнообразные звуки. Изучив поведение 23 панд, зоологи обнаружили, что одни вокализации приводят к успешному спариванию, а другие нет. Ученые заметили, что во время совокупления животные мурлыкают партнерше на ушко — исследователи интерпретируют это как любовную песню. Они предполагают, что вокализация является важным средством для выражения намерений и достижения синхронности. Эти результаты могут помочь в решении проблемы воспроизводства гигантских панд. Кроме того, ученые считают, что понимание языка гигантских панд может предотвратить насильственные конфликты, которые иногда возникают у этих животных, когда попытка спаривания заканчивается неудачей.

3 милых осьминога и один кальмар
Брачная песня панды

Charlton BD et al. Vocal behaviour predicts mating success in giant pandas. Royal Society Open Science (October 2018). DOI: 10.1098/rsos.181323

Дикие птицы передают мелодии по наследству

В ходе эксперимента, проведенного биологами из Виндзорского университета, дикие воробьи не только выучили мелодию из динамиков, но и передали ее следующему поколению. Считается, что певчие птицы, наряду с колибри, попугаями, слонами, летучими мышами, китообразными, ластоногими и людьми, учатся издавать звуки, необходимые для коммуникации, слушая взрослых сородичей. Птицы, лишенные слуха или возможности слышать чужие песни, не могут самостоятельно исполнять типичные для своего вида мелодии. Эксперимент канадских ученых продемонстрировал, что гипотеза голосового обучения верна: дикие певчие птицы учатся вокализации на основе звуков, которые слышат в первый год жизни. Исследователи установили на канадском острове Кент, где обитает изолированная популяция саваннских воробьев (Passerculus sandwichensis), 40 динамиков на солнечных батареях, из которых звучала мелодия, нетипичная для данного вида. Ученые наблюдали за пятью поколениями птиц с 2013 по 2018 год от рождения до взрослого возраста. Хотя у птенцов была возможность научиться пению у других особей, 30 воробьев усвоили мелодию из динамиков, причем четверо из них, как предполагается, переняли ее от первого поколения обученных птиц — исследователи смогли выяснить это, меняя отличительные черты в мелодиях, предназначенных для разных поколений. Способность к размножению и выживанию у птиц не пострадала.

Пение саваннских воробьев

Mennil DJ et al. Wild Birds Learn Songs from Experimental Vocal Tutors. Current Biology (October 2018). DOI: 10.1016/j.cub.2018.08.011

Рыбы поют хором

Вопреки распространенному мнению, далеко не все рыбы немы: около 800 видов используют вокализацию для защиты территории и привлечения самок, а также издают тревожные сигналы при приближении хищников. Услышать такую песню без помощи записывающих устройств нелегко. В 2016 году бельгийские зоологи записали брачную песню рифовых рыб-ласточек (Pomacentrus amboinensis) — она похожа на звук газеты, которой чистят сухое стекло. Тогда же ученые из Университета Кертина обнаружили, что австралийские рыбы могут петь хором. Они установили два подводных датчика возле Порт-Хедленда на западном побережье Австралии на различных глубинах. В течение 18 месяцев устройства фиксировали звуковые сигналы рыб и других морских обитателей. Датчики уловили как голоса отдельных рыб, по которым ученые смогли определить их вид, так и хоровые выступления. Как оказалось, рыбы наиболее активны на рассвете и на закате, в сезон дождей, который длится с конца весны до начала осени.

Как летают растения