Многие фантастические образы, популярные в массовой культуре, были взяты из фольклора. Рассказываем, какими изначально были вымышленные существа и как они появились.

Ведьмы

Самые популярные образы ведьм — рыжеволосая и зеленоглазая молодая красавица и подслеповатая сгорбленная старуха, покрытая бородавками. Плохое зрение ведьмы в фольклорном представлении связано с тем, что они являются посредниками между живыми и мертвыми и гораздо лучше ориентируются в потустороннем мире, чем в нашем. Традиционная принадлежность колдуний к женскому полу связывается с целибатом, который были вынуждены принимать средневековые монахи: не имея возможности удовлетворить свои сексуальные потребности, они описывали женщин как порочных существ, стремящихся к плотским утехам и заключивших сделку с дьяволом. Охота на ведьм, распространенная в позднем Средневековье и раннем Новом времени, также отчасти объясняется средневековой маскулинностью: важным ее аспектом было доказательство собственной сексуальной состоятельности, и, если мужчина не соответствовал этим представлениям, он мог объяснить это колдовством или порчей.

Рекомендуем по этой теме:
3882
Бенанданти
О восприятии ведовства в средневековой культуре

Зомби

История зомби начинается с антропологических изысканий XX века, когда Запад узнал о магии вуду и идее возможности контролировать чужое сознание с ее помощью. Образ зомби как живого мертвеца вошел в массовую культуру в конце 1960-х, когда американский независимый режиссер Джордж Ромеро выпустил фильм «Ночь живых мертвецов», причем в ленте не дается объяснений, откуда взялись эти существа. В современной массовой культуре распространены следующие теории о происхождении зомби: неудачные эксперименты крупных корпораций, попытки военных создать непобедимую армию, происки инопланетян, магия и другие мистические объяснения. Но чаще всего они просто есть как данность.

Самые важные фильмы про зомби в массовой культуре

Русалки

У русалок далеко не всегда есть хвосты. В русской культуре было распространено представление о русалке как о женщине с человеческими ногами. Обычно это были обнаженные женщины с длинными зелеными или русыми волосами, большой грудью, бледным лицом, с ярко выраженными признаками утопления, а их длинные распущенные волосы считались неприемлемой прической в среде крестьян. Причем большую часть времени русские фольклорные русалки проводили не в воде, а качались на ветвях деревьев и водили хороводы в полях.

Что нужно знать о персонажах традиционного фольклора

Вампиры

В вампира нельзя было обратиться после укуса другого вампира, согласно европейскому фольклору: эта идея распространилась после выхода романа Брэма Стокера «Дракула» в 1897 году, в котором вампиризм был чем-то вроде заразной болезни. Крестьяне считали, что вампирами становятся люди, умершие насильственной смертью, — так они доживают отпущенный им жизненный срок, который они не успели прожить. Более того, вампиры далеко не всегда пили кровь у своих жертв — гораздо чаще их обвиняли в порче посевов, эпидемиях и пропаже молока у коров.

Рекомендуем по этой теме:
22851
Средневековые маскулинности
Другие мифы, распространенные в кино

Баба-яга

Образ Бабы-яги связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Она является божеством подземного мира. Ее имя содержит корень «яг», который использовался в ряде диалектов для обозначения змей. Чаще всего Баба-яга изображается как полуразложившийся труп, а ее избушка — как гроб. Таким образом, этот персонаж представляется как существо, прошедшее через смерть и знающее не только путь в мир мертвых, но и тайны, которые предстоит раскрыть главному герою.

Что означают женские образы в русских сказках