Технически человечество еще не готово путешествовать по Солнечной системе. Но мысленно побывать на каждой из планет возможно. ПостНаука собрала материалы, которые рассказывают, как устроена наша планетная система.

Солнце

Солнце — единственная звезда, вокруг которой вращаются космические объекты нашей планетной системы. О Солнце сложилось несколько мифов, которые астрономы вынуждены развенчивать. Например, летом Солнце не находится ближе к Земле, чем зимой. Эксперты ПостНауки рассказали, что правда, а каким фактам не стоит верить. Например, на Солнце есть вода, ее там много. Для ее образования достаточно водорода и кислорода, и того и другого элемента на Солнце в избытке.

Узнать больше о мифах, связанных с Солнцем.

Солнце и другие планеты

Меркурий

Меркурий — одна из четырех планет земной группы (наряду с Венерой, Землей и Марсом). Астрономы, которые занимаются поиском зоны обитаемости (области в космосе с наиболее благоприятными условиями для жизни), мало интересуются ближайшей к Солнцу планетой. На ней нет и не может быть атмосферы: ее бы унес солнечный ветер.

Образование планетных систем

Узнать больше о зоне обитаемости.

Планеты земной группы: Земля, Марс, Венера, Меркурий

Венера

Венера и Земля — это планеты-близнецы. У них почти одинаковые размеры, и они получают равное количество солнечной энергии. Но климат и атмосфера у них совершенно разные. Астрономов интересует, что привело к таким различиям. Например, на Венере давление у поверхности планеты такое же, как на Земле на глубине океана.

Узнать больше об атмосфере Венеры.

Земля

Исследования Солнечной системы предполагают использование метода сравнительной планетологии, когда изучается происхождение рельефов разных космических тел. Например, происхождение кратеров связано с ударами астероидов, комет или метеоритов. Возникает вопрос: насколько рельеф Земли зависит от этого? Географ Андрей Лукашов объясняет, как часто астероиды меняют поверхность Земли.

Узнать больше о геологии планет.

Марс

Марс всегда вызывал большой интерес к изучению: полярные шапки на полюсах, по мнению астрономов, говорили о наличии воды, а значит, планета может быть пригодной для жизни. В 2016 году основатель космической компании SpaceX Илон Маск представил план заселения Марса. Но астрономы считают, что разреженная атмосфера планеты не способствует выживанию. Но это не единственная проблема: гостей Марса ждут перепады температуры ― от 0 до -100 градусов, а также радиация, мощная, как в открытом космосе.

Читайте дальше о том, как уберечься от неблагоприятных марсианских условий.

Пояс астероидов

Астероиды — древнейшие тела Солнечной системы, им не меньше 4 миллиардов лет. Считается, что родительские тела астероидов были размером до нескольких тысяч километров. Главный пояс астероидов — это кольцеобразное формирование между орбитами Марса и Юпитера.

Узнать больше об астероидах Солнечной системы.

Юпитер

Юпитер — планета, которая больше всего похожа на Солнце. Это гигантский газовый шар, состоящий в основном из водорода и гелия, которому не хватило массы, чтобы зажечь термоядерные реакции внутри себя. Кроме того, Юпитер с его многочисленными спутниками можно считать моделью Солнечной системы ― почти звезда и вращающиеся вокруг нее планеты-спутники.

Область W5 в созвездии Кассиопеи

Узнать больше о Юпитере.

Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

Сатурн

Кольца — главная характеристика Сатурна. У планеты около 60 спутников, а у одного из них — Титана — атмосфера состоит из молекулярного азота. Такая же атмосфера была на Земле раньше.

Узнать больше о спутниках Сатурна.

Уран и Нептун

В 1970-х годах с целью исследования гигантских планет была запущена миссия «Вояджеров». Во второй половине 1980-х «Вояджер-2» достиг Урана и Нептуна. Оказалось, что это планеты-океаны. Больше половины их массы составляет вода, которая находится в одном из фазовых состояний (это не только лед).

Узнать больше о миссии «Вояджеров» и исследовании Урана и Нептуна.

Пояс Койпера и Плутон

В 1992 году астроном Дэвид Джуитт открыт первый объект пояса Койпера ― региона в Солнечной системе, который начинается за Нептуном. К 2016 году ученым известно 2000 объектов из этой области. Доказано, что Плутон — это один из больших объектов пояса Койпера.

Читайте дальше о том, как пояс Койпера влияет на Солнечную систему.

Облако Оорта

Облако Оорта — это большое кометное облако, очерчивающее границы Солнечной системы. В облаке содержится около 100 миллиардов кометных ядер, они появились благодаря тому, что Юпитер мог выбрасывать объекты километрового или десятикилометрового размера на большие расстояния.

Узнать больше о формировании планетных систем.