Акционисты

Акционизм — одно из течений авангардного искусства, возникшее в Западной Европе в 1960-е годы. Акционисты стремились стереть грань между искусством и действительностью посредством новых способов художественного выражения и переноса акцента с самого произведения на процесс его создания.

Самой знаменитой первой акцией 90-х был перформанс группы «Э.Т.И.» («Экспроприация территории искусства»), проведенный в 1991 году на Красной площади перед Мавзолеем: они выложили своими телами на Красной площади известное русское слово из трех букв. Этот перформанс начал историю радикальных перформансов 90-х, акционизма, потому что он был первым перформансом в общественном пространстве — в ключевой точке и в ключевое время.

Реального политического эффекта акции 90-х, к сожалению, практически не имели и были своего рода анархическими выходками, которые, в сущности, просто указывали на некое явление или недостаток этого явления. Потому что, скажем, когда Джон Леннон и Йоко Оно выступали против войны, позируя журналистам в обнаженном виде в собственной кровати, то за ними стояли мощные течения. А акционисты 90-х фактически выступали от самих себя.

Новые русские

Новый русский — клише, которым в 1990-е годы обозначали людей, стремящихся к демонстративному потреблению. Обычно такие люди имели много денег, но зарабатывали их не интеллектуальным трудом и не государственной службой. Это обозначение обладало ироническим оттенком и послужило темой для многих анекдотов.

Новые русские в анекдотах не знают культурного бэкграунда, на котором строится предыдущая социальная пирамида. Они не знают цитат, не читают книг, и тем самым отрицают те ценности, которые существовали до них. Еще одна отличительная черта новых русских — они носит яркие аксессуары: золотой «Ролекс», золотые цепи, яркие пиджаки, имеют яркие машины, то есть то, что для гендерного поведения в предыдущий период как бы невозможно.

Совокупность этих вещей приводят к тому, что появляются анекдоты, в которых, например, новый русский говорит: «Где ты купил этот галстук?» — «Да вот за тем углом за 5000 долларов». — «Ты что, дурак? А вот за тем углом продают за 20 000». То есть он покупает бессмысленную дорогую вещь. Он приходит в школу и просит книжку для сына «30 щенков», размахивая в воздухе кошельком с баксами, говорит, чтобы ему обязательно дали книжку «30 щенков». Стоит ли пояснять, что в школе задали книжку Зощенко? Он так же приходит в ювелирный магазин и говорит, что хочет купить самый большой крест с золотой цепочкой, только, он говорит, вы там гимнаста с креста снимите. То есть он демонстративно показывает невладение предыдущим культурным кодом.

Олигархи

Олигархи — узкий круг политически влиятельных крупных предпринимателей. В России до второй половины 1990-х годов вместо этого термина использовался термин «нувориш» (от фр. nouveau riche — ‘новый богач’) — в изначальном значении быстро разбогатевший человек из низкого сословия. В их число зачисляли глав крупнейших финансово-промышленных групп страны, которых впоследствии СМИ прозвали «семибанкирщиной».

В социологии известен так называемый железный закон олигархии, согласно которому олигархическая структура экономики и общества не меняется, даже если происходят, казалось бы, весьма глубокие преобразования, в том числе конституционные реформы, попытки утвердить демократию. Россия иллюстрирует этот факт: 15 лет назад в политической системе страны произошли достаточно радикальные изменения — государство окрепло, консолидировалось. Первоначальные олигархи оказались отстраненными в значительной степени от принятия политических решений, было осуществлено так называемое равноудаление олигархов, но общество по-прежнему не стало агентом политических решений, в России по-прежнему сохраняется патерналистское государство с дефицитом демократического представительства. Просто произошла ротация олигархов, и на место старых олигархов пришли новые: руководители госкорпораций, представители чиновничества и бюрократии.

Рэкетиры

Рэкет (от итал. ricatto — ‘шантаж’) — вымогательство, обычно принимающее формы организованной преступности с применением угроз и жестокого насилия. Рэкет пришел в Россию в 1990-е годы после появления частного бизнеса. Рэкетиры заставляли владельцев бизнеса платить им дань в виде процента от выручки в обмен на защиту от других бандитов.

«Силовое предпринимательство — это вымогательство или продажа действительных услуг? Это мнимые или реальные блага? Это рэкет или это действительные институциональные услуги, без которых торговля не может существовать? Экономисты, конечно, скажут, что это вымогательство и непродуктивное изъятие услуг, но экономика априори предполагает, что экономический обмен происходит в условиях равной безопасности сторон. А равная безопасность сторон — это искусственные условия, неестественные условия. Это условие, которое должно создаваться некоторым равенством силового или военного потенциала сторон, потому что одна из базовых форм неравенства в человеческих обществах — это физическое неравенство».

— социолог Вадим Волков

Челноки

Одним из героев 90-х, наряду с новым русским, стал челнок. В основе этого наименования лежит метафора человека, передвигающегося между родиной и заграницей с целью покупки товаров. Покупает в одном месте, продает в другом месте и движется туда-сюда, как ткацкий челнок. Красивая метафора. И действительно, челноки — это универсальная профессия 90-х, которая пополнялась из всех социальных слоев: туда шли люди с разорившихся фабрик, заводов, туда шли научные работники. Челнок стал символом 90-х. Важные слова всегда обрастают словами-родственниками. У «челнока» они, конечно, тоже появились. Скажем, «челночница» — название женщин той же профессии (интересно, что сегодня, в 2016 году, снимается фильм под названием «Челночницы»), а также, конечно, глагол «челночить».

Лохи и лузеры

Еще одним из важнейших слов, отражающих 90-е и отношение к людям в это время, стало слово «лох». Это старое слово из воровского жаргона, то есть добандитского, если мы называем бандитским жаргон 90-х. Но психология лоха и психология обмана лоха для 90-х очень характерна. Вспомним родственные слова «лохотрон» и «лохотронщик», а также множество мифов, связанных с этим словом. В частности, один из главных персонажей 90-х годов Ксения Собчак пишет книгу «Энциклопедия лоха». Слово «лох» используется в различных поговорках, таких как «без лоха и жизнь плоха», «крут был Леха, а кинули как лоха», «лох не мамонт, лох не вымрет», «на лоха и вор бежит». Уже по этим поговоркам и выражениям видно, как ударение неустойчиво и передвигается по слову «лох»: можно сказать «кинули ло́ха» или «кинули лоха́». Еще одно слово, связанное с неудачей, крушением каких-то жизненных планов и программ — это слово «лузер». В отличие от «лоха», оно заимствовано. Оно тоже очень важное для 90-х и тоже отражает, как и «лох», большую группу людей, если говорить прямо, потерпевших крушение в 90-е годы.

Риелторы, стилисты, ночные бабочки

На смену слову «маклеру» приходит слово «риелтор». Зачем? Да потому что маклер — это прежде всего черный маклер. Это полужулик, полулегальный специалист, а риелтор — профессия респектабельная, и поэтому требуется новое слово, но не для того, чтобы описать изменения в профессии, а для того, чтобы поднять ее статус. Так же в тень уходят «парикмахеры» и появляются «стилисты» и «визажисты». Еще один яркий пример (не вполне профессия, но тем не менее название человека, женщины): в 90-е годы слово «проститутка» практически не употребляется. Почему? Потому что проститутка неожиданно становится престижной деятельностью. И возникают красивые замены этого слова: «ночная бабочка» или «путана» — тут можно вспомнить песню Газманова «Путана», где эта деятельность романтизируется и отчасти воспевается.

Статья подготовлена на основе материалов специального проекта ПостНауки и Фонда Гайдара «Словарь 90-х». Больше лекций, текстов и других материалов ― по ссылке «Словарь 90-х».