МКС как лаборатория: 4 эксперимента в космосе

Сохранить в закладки
Сохранить в закладки

Левитирующие клетки ткани, детектор микроорганизмов и предсказание катастроф

МКС / Roscosmos
Фотография из личного архива Михаила Беляева
Фотография предоставлена ГНЦ РФ — ИМБП РАН

Владимир Миронов:

— У нас было три выхода. Первый — найти нетоксичное парамагнитное вещество, однако все коммерческие варианты оказались токсичными.

Далее мы поехали туда, где работал Андрей Гейм: по условиям гранта нам дали 40 часов работы с магнитами. Это дорогой процесс, потому что один день работы магнита требует столько же энергии, сколько необходимо для освещения всего города Неймегена. На третий день мы добились успеха: удалось снизить концентрацию гадолиния в 100 раз, то есть он стал практически нетоксичным.

А потом появилась идея слетать в космос, чтобы воспроизвести эти условия там, и мы начали подготовку эксперимента в рамках частно-государственного партнерства.

Владимир Миронов

— Первым вырастить хрящ в космосе в 1997 году пытался ученый Роберт Лангер, который создал полимеры и тканевую инженерию как направления и является соавтором самой цитируемой статьи в Science на эту тему. Он использовал полимер в виде губки и поместил его во вращающийся биореактор Synthecon. Клетки не выжили за 3 месяца в космосе, но хрящ держал форму. По результатам исследования была опубликована статья в PNAS, Proceedings of the National Academy of Science, Протоколы национальной академии наук США — это самая цитируемая статья по космическим биологическим тканево-инженерным экспериментам.

Как только опубликовали нашу статью, я написал ему и попросил высказать мнение о статье. Он написал в ответ два слова: “Excellent. Bob”.

Алина Адырхаева