Способность накапливать и воспроизводить знания, умения и навыки называется памятью. На протяжении многих десятилетий ее исследовали психологи и нейробиологи. Мы собрали несколько экспериментов, которые подтверждают изменчивость воспоминаний и хрупкость кратковременной памяти.

О пластичности памяти

В эксперименте под руководством когнитивного психолога Элизабет Лофтус приняли участие более 5000 человек. Испытуемым показывали компрометирующие фотографии президентов США. На снимках Барак Обама обнимал президента Ирана, а Джордж Буш — младший играл в гольф во время урагана «Катрина». К каждой фотографии, настоящей или переделанной в фоторедакторе, был приложен текст новости.

Исследователям было важно понять, поверят ли испытуемые в реальность изображенных событий, насколько эмоционально они к ним относятся, зависит ли это от политических взглядов. Более 70% республиканцев и более 60% демократов забыли о том, что принимали участие в эксперименте. Они верили фейковым фотографиям и связывали изображенные события с неудачами президентов в будущем.

Республиканцы хотели, чтобы Обама был плохим президентом, и им удавалось это «увидеть». Это исследование является еще одним доказательством того, что память человека очень пластична и готова меняться под воздействием ситуации.

Что такое индивидуальная историческая память

О семантической памяти

Гарвардские психологи Роджер Браун и Дэвид Макнейл зачитывали испытуемым словарные статьи без определяемого слова. Первые две группы ответов — когда участники исследования либо сразу называли слово, либо не знали его — не представляли интереса для экспериментаторов. Для них были важны испытуемые, которые знали слово, но не могли его вспомнить (этот феномен называют «на кончике языка»). В этом случае Браун и Макнейл задавали дополнительные вопросы: например, сколько слогов в этом слове, с какой буквы оно начинается, с чем рифмуется.

Участникам эксперимента удалось рассказать много сведений о слове, не вспомнив и не назвав его. Дело в том, что в семантической памяти, которая фиксирует и хранит знания о мире, находится много связанной информации. Вероятно, она кодируется разными нейронными сетями: пользуясь одними, вы можете не иметь доступа к другим.

Почему человек не может вспомнить нужное слово и как устроена семантическая память

О снах и воспоминаниях

Канадские психологи под руководством Джин Гринье провели эксперимент, в котором участвовали 30 пожилых женщин. Они вели дневники сновидений и вспоминали события из своей жизни в ответ на ключевые нейтральные слова. Исследователи искали в описаниях снов и фактах биографии отсылки к конкретному времени.

Психологи установили, что временные распределения событий в случаях с воспоминаниями и сновидениями очень похожи. Они повторяли известный для исследователей автобиографической памяти феномен универсального пика воспоминаний. Чаще всего женщины вспоминали и видели во сне период юности (15–30 лет) или недавнее прошлое. Намного реже — раннее детство и период между юностью и недавним прошлым. Психологи определили, что в этом аспекте воспоминания о снах похожи на воспоминания о реальных событиях жизни.

Чем отличается память о снах от памяти о повседневных событиях и как запомнить яркое сновидение

О кратковременной памяти

В 1959 году психологи Ллойд и Маргарет Петерсоны провели исследование кратковременной памяти. Участникам эксперимента зачитывали сочетания из трех букв и просили повторить их через разные интервалы времени. В эти моменты — между прослушиванием букв и их произношением — испытуемые проводили умственную работу: вычитали по три от трехзначного числа. Например, если экспериментатор говорил: «SNK. 487», человек должен был произвести вычисления и ответить: «487, 484, 481». Через несколько секунд участников исследования просили вспомнить буквенное сочетание.

Результаты эксперимента показали, что свойства кратковременной памяти отличаются от свойств долговременной: информацию легко забыть, если лишиться возможности ее проговаривать и отвлечься на другую похожую задачу.

Рабочая память

Чем различается кратковременная и долговременная память

О зрительной памяти

В 1997 году Дэниел Саймонс и Дэниел Левин провели исследование с пешеходами. К людям на улице подходил один из экспериментаторов и просил показать дорогу. Во время разговора между ними проносили дверь рабочие, с одним из которых экспериментатор менялся местами. Теперь перед прохожим стоял другой человек, однако половина испытуемых не замечала подмены. В некоторых случаях в образе экспериментатора была какая-то яркая деталь. Она также исчезала после случая с дверью. Прохожие не замечали изменений, но после окончания эксперимента, отвечая на вопрос о том, что они помнят, указывали на яркую деталь.

Память сохранила общее воспоминание о сцене и отдельных деталях, но этой информации не всегда достаточно. Так происходит разделение между долговременной и кратковременной памятью.

Что такое зрительные образы и ложные воспоминания