Если вы давно хотите углубиться в философские трактаты, но не знаете, с чего начать, — авторы ПостНауки рекомендуют культовые книги.

Иммануил Кант, «Критика чистого разума» (1781)

«Критика чистого разума», главный философский труд Иммануила Канта, вышла в свет в 1781 году, явившись результатом стремительного написания после многолетних раздумий. Перед ее созданием Кант сообщал, что удерживать в голове столь сложный материал далее не представляется возможным и его требуется срочно записать. Понимание «Критики» отягощается тем, что ее текст написан специальным языком, и читателю без философской подготовки малодоступен. Более того, существует два издания книги. По итогам прочтения первого издания читатели причислили Канта к последователям субъективного идеализма, не разглядев в нем создателя совершенно нового философского течения — трансцендентального идеализма. Чтобы разрешить это недоразумение, Канту пришлось подготовить второе издание, где он специально оговорил различия.

Наш опыт не является чем-то первичным и нейтральным: мы получаем его в результате обработки внешних впечатлений, которые, как говорит Кант, аффицируют нас (влияют на нас). Формированием нашего опыта заняты так называемые априорные формы чувственности и рассудка — они как бы изготавливают наш мир. Эти способности разума исследует трансцендентальная философия.

Одним из толчков к написанию «Критики» стала проблема пространства, над которой бились ученые и философы того времени: как пустота, то, чего не существует, вмещает в себя все сущее? В книге Кант предлагает революционное разрешение этого парадокса: пространство и время не объективные характеристики мира, а фундаментальные структуры чувственности самого субъекта, которые формируют мир предметов нашего опыта.

Книгу рекомендует философ Диана Гаспарян

Карл Маркс, «Капитал» (1867)

«Капитал» — это главное экономическое сочинение Маркса, над которым он работал начиная с 1850-х годов и до смерти. В «Капитале» три «теоретических» тома и условно еще один, «исторический» («Теории прибавочной стоимости»), из которых при жизни Маркса был издан только первый — в 1867 году.

Его основное содержание — это абстрактная логика капиталистического производства, хотя там присутствуют и исторические главы, и вполне предметный описательный анализ. Ядро второго тома составляют так называемые схемы воспроизводства, в которых капитализм мыслится как система баланса и роста, сама создающая — по простым, вполне формализуемым правилам — условия собственной жизни. Важнейшая тема третьего тома — анализ тенденций развития капитализма и динамики нормы прибыли. «Капитал» обозначил переход от Маркса-философа к Марксу — социальному теоретику и экономисту, от критики религии и идеологии к общей теории капитализма. Переход, впрочем, не означал полного отказа от прошлого — скорее, смену акцентов и стремление систематизировать идеи, занимавшие Маркса начиная с 1840-х годов.

Книгу рекомендует философ Иван Болдырев

Людвиг Витгенштейн, «Логико-философский трактат» (1921)

«Логико-философский трактат» является, пожалуй, единственным философским произведением, за целое столетие не получившим классической, устоявшейся интерпретации. Трактат состоит из загадочных утверждений, которые, по замыслу автора, должны показать то, что не поддается выражению в языке. Одним из основных тезисов трактата является отрицание смысла философских утверждений. Разрешимы ли классические вопросы философии и являются ли они вопросами на самом деле? Можно ли выразить смысл философии средствами языка? Как логика ограничивает язык и мышление? Является ли наш мир, состоящий из мыслимых фактов, подлинным? Над этими вопросами предлагает поразмышлять Витгенштейн. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».

Рекомендуем по этой теме:
9523
5 книг Георга Зиммеля

Книгу рекомендует философ Софья Данько

Эдмунд Гуссерль, «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» (1928)

Опубликованная в 1928 году под редакцией Эдит Штайн и Мартина Хайдеггера, книга представляет собой один из разделов курса, прочитанного двумя десятилетиями раньше (в 1904/05 году) в Университете Геттингена под названием «Основные разделы феноменологии и теории познания». Как-то, что есть «теперь», становится «только что бывшим»? Что позволяет нашему потоку сознания быть единым? Как темпоральность обеспечивает форму для восприятия, фантазии, воображения, памяти и воспоминаний? Над этими вопросами бьется Гуссерль в «Лекциях». Он предлагает нам не теорию времени, а скорее вскрывает опыт проживания времени. «Объективное время» и «действительность» — нам так много говорят о них, не объясняя, как получить к ним доступ. Но живем ли мы в них? Гуссерль попробовал приостановить как «объективное время», так и «действительность», возвести эти тяжеловесные понятия к тому опыту, который мы проживаем. Книга подойдет для знакомства с феноменологией.

Книгу рекомендует философ Георгий Чернавин

Жан-Поль Сартр, «Бытие и Ничто» (1943)

Эта книга вышла в 1943 году в оккупированном Париже. Над этим большим и сложным произведением Сартр, по его воспоминаниям, работал с 1930 года — тринадцать лет. Но сам текст был написан за два года.

Философию Сартра в 1930–1940-е годы можно назвать «поиском Бытия». Классическое, принятое в западной философии отношение бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания, объекта и субъекта, мира и человека, внешнего и внутреннего, означаемого и означающего, неразумного и разумного, природного и искусственного, реального и виртуального переносится Сартром в плоскость двух «регионов» бытия (таким образом он пытается преодолеть дуализм): «бытия-в-себе» и «бытия-для-себя». «Бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» отнюдь не являются спецификациями «бытия вообще»: бытие для Сартра изначально существует в этих двух ипостасях.

В мире есть свобода благодаря присутствию в нем «бытия-для-себя», Ничто — то есть человека: сознание, не будучи «чем-либо» в мире, обречено на свободу, поскольку всегда выбирает себя само, решает, чем ему быть, не имея опоры ни вне, ни внутри себя. Сартр пишет: «Свобода — это как раз то Ничто, которое содержится в сердце человека…»

Книгу рекомендует философ Татьяна Лифинцева