Каким образом нейроны связаны друг с другом? Можно ли стереть память? Какие нейроны активируются при обучении и напоминании? На эти и другие вопросы ответил Павел Балабан в ходе лекции, прочитанной на зимней школе «Современная биология & Биотехнологии будущего» зимой 2013 года.

Память и обучение — одни из самых больших проблем и загадок, которые стоят перед физиологами уже много лет. Обучение — это процесс, приводящий к запоминанию, к памяти, то есть к какому-то изменению поведения. Одно из оружий, которое есть у физиолога, — это внутриклеточная стимуляция: можно выбрать отдельный нейрон и его стимулировать. Показано, что стимуляция буквально десятка нейронов может изменить медиаторный баланс и регуляторными способами изменить поведение.

Рекомендуем по этой теме:
9636
FAQ: Обратное конструирование мозга
Основная загадка — что происходит в центральной части нервной системы. Оказывается, более 80% нервных клеток — это интернейроны, которые не сенсорные и не моторные. Что они делают, никто не знает, но предполагается, что с помощью них осуществляются все основные функции. Это очень сложные сети, они как-то работают, и суть в том, что, если мы возьмем эти сто миллиардов нейронов, каждый из них образует в среднем 10000 связей с соседями.

Считается, что в мозге каждый нейрон связан с каждым, важно только количество переключений, а их не больше пяти. И основная проблема — как в результате мы получаем мыслящего человека, как устанавливаются эти связи. От того, как они установятся и что произойдет, полностью зависит жизнедеятельность организма.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.