Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Но между словами и звуками выделяется важный промежуточный уровень — слоги. Дать определение слога непросто. Можно сказать, что слог — это такой фрагмент речи (один звук или несколько), который соответствует одному дыхательному импульсу.

 

Слог обычно выстраивается вокруг гласного, который называется вершиной (ядром) слога. При этом оказывается важной сонорность (относительная громкость) составляющих слог звуков. Сонорность обратно пропорциональна тому, насколько сильно сближаются речевые органы при произнесении звука: например, когда мы говорим [ф], нижняя губа подходит к зубам очень близко, и поэтому сонорность оказывается небольшой, а когда мы произносим [а], то воздух проходит через рот свободно, так что этот гласный обладает высокой сонорностью. Кроме того, звонкие согласные более сонорны, чем соответствующие глухие. Опираясь на эти соображения, можно построить примерно такую шкалу сонорности:

 

 

При этом звуки в слоге выстраиваются по принципу волны сонорности: от начала слога и до его ядра (гласного) сонорность возрастает или по крайней мере не убывает, а после ядра — убывает или по крайней мере не возрастает. Поэтому, например, слоги «франт», «холм», «гном» — это «хорошие» слоги: если изобразить сонорность их звуков на графике, получается что-то вроде колокола или волны с одним гребнем:

 

 

 

Слог «па» тоже «хороший», поскольку спад сонорности после ядра необязателен:

 

Напротив, слоги «мтор», «патн» или «лкабр» — «плохие»: у них колокол не получается.

 

 

 

).

Рекомендуем по этой теме:
От редакции
Ё — моё: 5 неоднозначных явлений в языке

Белыми кружками на карте из Всемирного атласа языковых структур обозначены языки типа гавайского, красными — языки типа русского и английского, а розовыми — промежуточные случаи. Видно, что в Европе преобладают красные языки со сложной структурой слога, а вот в Океании красных кружков нет совсем, в основном белые и розовые.

 

Но зачем вообще нужно утверждать, что существует такая единица, как слог? Почему важно выделять внутри слова какие-то группы, объединяющиеся вокруг гласного, но незачем делить слова, например, на группы по три звука? Дело в том, что понятие слога полезно для того, чтобы объяснять некоторые фонологические явления, особенно часто — явления, связанные с ударением. Возьмем, например, такие латинские слова:

 

Ударение обозначено в них знаком ´, а долгота гласного — черточкой. Видно, что ударение падает на предпоследний гласный, если он долгий, и на третий от конца гласный, если он краткий. Однако есть и слова, где предпоследний гласный краткий, но все равно ударный:

 

Это можно объяснить, если мы будем говорить не о долготе или краткости гласного, а о весе слога: слоги с долгими гласными или оканчивающиеся на согласный (tē, tū, rī, cur, cen, vic) — тяжелые, а слоги, оканчивающиеся на краткий гласный (ni, ne, ti), — легкие. Соответственно, ударение в латинском падает на предпоследний слог, если он тяжелый, и на третий слог от конца, если предпоследний легкий. Именно для таких случаев и нужно выделять слоги.