Социальное развитие — краеугольный камень возникновения и становления личности. С определенной позиции мы можем говорить, что человек существует только в отношениях с другими людьми или личность может существовать только как отраженная субъектность в других людях []Петровский, 1996. Поэтому социализация — важнейший процесс психического развития человека. Это подтверждается последствиями, которые наблюдались при социальной депривации человека, и экспериментальными данными. Например, известны случаи с людьми и детьми-«маугли», которые остались без взаимодействия с другими людьми и выросли в весьма ограниченной среде. Известны негативные последствия для детей из детских домов. Проводились эксперименты с заменой человека на механизмы, когда изучалось развитие младенца и так далее.

Социализация может быть представлена как процесс освоения социального опыта, способов его получения и интеграции — сначала через взаимодействие с родителями, затем с другими близкими и обществом, различными общественными институтами, при постоянном расширении и увеличении разнообразия этих социальных связей. Социализация может быть представлена и как результат: формирование у человека определенных структур самосознания, становление социальной идентичности, включение в различные социальные общности, наличие личной зрелости, знаний культурных норм и способов удовлетворения своих потребностей в обществе.

Рекомендуем по этой теме:
24861
Кибербуллинг

Опираясь на описание Елены Белинской и Ольги Тихомандрицкой (2013), процесс социализации личности можно представить так. Первый этап социального развития происходит благодаря постепенному расширению социальных связей ребенка, и в процессе этого расширения формируются персональные системы личностных смыслов. Ребенок постепенно ориентируется в системе социальных ролей и способах освоения социального опыта. На втором этапе оформляются структура самосознания человека и ее элементы, связанные с социальным самоопределением. Благодаря взаимодействию с другими людьми, у ребенка развивается социальная идентичность.

Появление термина «социализация»

Есть история о том, что термин «социализация» был заимствован из имущественного контекста. Раньше так называли передачу земли из частного пользование в общественное. Затем термин «социализация» был перенесен сначала в социологию, а затем в социальную и общую психологию, психологию личности и развития. Первым, по мнению Франклина Генри Гиддингса, одного из ключевых социологов []брошюра «Теория социализации», 1887, концептуальную позицию в отношении социализации занял другой известный немецкий социолог — Георг Зиммель. Под социализацией он понимал формирование социальных групп и развитие форм объединения. Франклин Гиддингс, американский социолог, приблизил понимание социализации к современному представлению, но на его понимание серьезное влияние оказал индивидуализм, характерный для западной культуры. Представление Гиддингса о социализации как социологическом понятии имеет более узкое значение по сравнению с современной интерпретацией: термин «социализация» означал установление человеком выгодных для него социальных связей с определенным кругом людей []Луков, Лукова, 2014.

С начала XIX века в философских, социологических и психологических научных школах социализации уделялось значительное внимание. Елена Белинская и Ольга Тихомандрицкая в великолепной книге «Проблемы социализации: история и современность» (2013) обозначают различие взглядов на проблемы первичности детерминизма социализации и биологической первопричины развития, которые существовали и привели в последние годы к некому согласию. Это биогенетические теории Чарльза Дарвина, Грэнвилла Холла и Арнолда Гезелла; социогенетические теории антропологов Руд Бенедикт, Маргарет Мид и Абрама Кардингера, атрибутирующие механизмы развития и социализацию человека обществу, культуре и социальной среде; интеракционистские теории Чарльза Кули и Джорджа Мида, которые опираются на идеи об основной движущей силе социального развития личности через социальное взаимодействие, в котором человек остается активным, разумным и действующим, а не детерминированным средой или своими внутренними биологическими процессами.

В психоаналитической теории Зигмунда Фрейда социализация понимается как процесс регуляции природных инстинктов с использованием защитных механизмов, в том числе через стыд и вины. В эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона особенно выделяется роль идентичности человека в процессе социализации. В концепции Питера Блоса об индивидуализации как части процесса социализации акцентируется значение «Я-концепции». Когнитивистский подход исследования нравственного развития человека []Л. Колберг и др. позволил описать механизмы усвоения ценностей и норм этики в контексте взросления. Большой вклад в развитие концепции социализации внесли теории оперантного и социального научения []Б. Скиннер, А. Бандура, атрибутирующие развитие личности человека окружающей среде и раскрывшие важнейшие механизмы регуляции поведения через научение, подкрепление, подражание и самоподкрепление.

Значительный и признанный вклад в изучение социального развития человека был внесен идеями и исследованиями в русле культурно-исторической теории и развития социальной психологии Л. С. Выготским, Е. М. Дубовской, Г. А. Андреевой, А. Г. Асмоловым, Е. П. Белинской, И. С. Коном, Д. А. Леонтьевым и другими.

Теория экологических систем Ури Бронфенбреннера, которая применяется сейчас исследователями при изучении киберсоциализации, буллинга, кибербуллинга и других явлений []Г. В. Солдатова, К. Н. Поливанова, Д. Эспелейдж, Э. Дельвеккио и др., становится объединяющей и отчасти примиряющей для этих взглядов на природу социализации.

Каждая из концепций вносила и вносит свой вклад в изменение процесса социализации — через реформы в системе образования, изменение практик воспитания ребенка в семье, регуляцию поведения ребенка в обществе. Например, идея, что «все существующие проблемы в поведении разрешатся сами собой — это просто этап естественного развития», соответствует биогенетической теории. Убеждение, что в «плохой среде формируются только плохие люди», отражает социогенетический подход. Ситуация, когда дети в дошкольном возрасте подражают своим старшим братьям и сестрам в мимике, жестах и действиях, — отражение теории социального научения и так далее.

Рекомендуем по этой теме:
9751
Проблемы социализации у детей

Типы социализации

Психолог и политолог Надежда Радина предлагает отдельно выделить возрастную социализацию, которая включает в себя культурные нормы и представления о возрастных нормативах развития человека. Например, существует ожидание, что ребенок должен заговорить к году, или ожидание протестного поведения в подростковом возрасте.

Существуют типы социализации, которые различаются по основе принадлежности к различным социальным группам и критериям включения в эти группы:

— Гендерная социализация предполагает соотнесение и самоотношение с определенным поведением, характерным для того или иного гендера человека.

— Этническая социализация, задачей которой является формирование этнической идентичности.

— Политическая социализация определяет особенности власти и подчинения и ориентацию в системе социальных иерархий, доминирования и послушания.

— Профессиональная социализация связана с обретением и освоением своей профессиональной роли.

Принадлежность к группе может носить предопределенный или приобретенный характер. Во втором случае принадлежность реализуется в участии в деятельности избранной группы, то есть может быть определена как «деятельностная» социализация []Радина, 2005.

Институты социализации

Институты социализации — социальные группы, благодаря которым передается социальный опыт, осваиваются и конструируются нормы и ценности. Классификаций институтов социализации много. Например, по отношению к трудовой деятельности: дотрудовые институты (семья, школа, институт), профессиональные (трудовой коллектив, организация) и посттрудовые (общественные организации). По источнику трансляции социальных норм можно выделить: язык, культуру, СМИ, интернет, социальные сети и религию. По сферам жизни человека: политические институты (государственные органы, суд, пенитенциарная система, система защиты прав, общественные организации), экономические институты (банки, хозяйственные объединения, собственность, деньги, условия обмена), институты в сфере родства и неформального общения (семья, друзья), культурные институты социализации (образование, литература, театр, кино, религия, традиции).

Роль социальных институтов

Социальные институты обеспечивают человеку в процессе его развития нормативное функционирование, позволяют достигать определенного соответствия, называемого социальной адаптацией. Они обеспечивают совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых внешние к человеку модели поведения и социальные установки усваиваются и становятся внутренними характеристиками личности.

В то же время важна активная роль самого человека, агентность — избирательность стратегии, выбор ролевого репертуара и способов разрешения конфликтов []Белинская, Тихомандрицкая, 2013. Например, в семье ребенок через язык родителей узнает о категориях себя и других людей, воспринимает ценности, узнает о социальных классах. В школе усваиваются общественные нормы и правила, трудовые отношения, ролевая социализация, нормы сотрудничества и конкуренции. Ребенок конструирует существующие социальные нормы собственности, справедливости и способы регуляции.

Через СМИ и социальные сети человек усваивает общие, обезличенные установки. Через язык люди усваивают первичный культурный код, с помощью которого образуются базовые образы, которыми позже оперирует человек. Известно, что в условиях иммиграции одновременно с изучением другого языка и культуры формируется и новая идентичность. Когда человек усваивает культурный код, он оперирует несколькими идентичностями различной силы.

Семья как социальный институт

Семья является значимым институтом социализации на периоде всего развития и формирования личности человека. Впервые человек приходит в семью, в семейную систему, и с первых дней его развитие сопровождают члены его семьи. Язык, первичные нормы, выбор образовательного учреждения, определение высшего образования или другой траектории и во многом профессиональной деятельности человек осуществляет под влиянием семьи или во взаимодействии с ней.

Но это не означает, что человек полностью подчинен семье. Как было показано в различных экспериментах в социальной психологии, ситуация, в которой находится человек, так же сильно влияет на его выбор, как и его ценности. Например, эксперимент Джона Дарли и Дэниела Бэтсона, в котором студентам, выделяющим отзывчивость как наиболее важную ценность, было предложено подготовить и прочитать импровизированную лекцию для других студентов. По дороге на лекцию они видели человека, которому стало плохо. Две трети студентов помогали ему, если думали, что у них есть на это время, но только 10% из них помогали, если считали, что опаздывают на лекцию.

Таким образом, общие социальные условия и конкретные ситуации, в которых происходит развитие ребенка, могут иметь иногда большее значение, чем идеи, которыми руководствуются родители при воспитании детей. Ребенок быстрее и лучше усваивает социальные нормы и ценности благодаря непосредственному опыту, чем посредством получения информации извне. То есть непосредственный опыт помощи, эмпатии, сочувствия или, наоборот, жестокости и насилия, полученный в семье, может иметь большее значение, чем присутствие на лекциях в школе или чтение книг.

Проблемы социализации подростков

Проблема социализации в подростковом возрасте остро стоит по нескольким причинам. Во-первых, подросток является практически взрослым человек по физическим и социальным возможностям. Но с ним сложно управиться, он нуждается в заботе и контроле со стороны взрослых, поскольку может нанести вред как себе, так и окружающим. Социальные риски, такие как самоубийство, массовые расстрелы в школах, драки, вовлечение в противоправную деятельность, могут привести к катастрофическим последствиям. Действия человека в подростковом возрасте требуют понимания и внимательного изучения.

Во-вторых, в подростковом возрасте человек оказывается восприимчив ко всему новому. Через подростковый возраст становится возможно заметить обновление общества, старые способы социализации перестают работать. На подростках становятся очевидны кризисы и несоответствия в отношениях между человеком и обществом, которые позже приведут к изменениям.

Важные возрастные задачи, которые характерны для подросткового периода, напрямую связаны с социализацией. Формирование самосознания и приобретение я-концепции. Поддержание и развитие своих личных интересов и определение персональных норм, ценностей. Формирование избирательности в общении и работе с информацией. Построение ориентировочной траектории своего жизненного пути в обществе. Способность к анализу в диалоге и причин поступков других людей, освоение социальных ролей в группах и развитие ответственных и близких отношений с разными людьми.

Современные исследования социализации и ее институтов

Распространение интернета и социальных сетей привело к изменению социализации ребенка, облегчило возможности взаимодействия ученых с респондентами и проведения кросс-культурных исследований. Новые технологии позволяют проверить и теоретические концепции о развитии человека, механизмах социализации, роли и причинах отдельных социальных процессов, которые были получены ранее.

Так, благодаря данным, полученным в исследованиях психолога Галины Солдатовой, мы знаем, что дети включаются в киберсоциализацию в семье, а матери способствуют киберсоциализации, ведь теперь человек знакомится с интернетом в возрасте от года до двух лет. Галина Солдатова обозначает оптимум включения в гаджеты и интернет, обнаруженный в исследованиях. Таким образом, использование современных технологий становится важным инструментом социализации, но до конца не известно, как и каким образом это будет влиять на социальное развитие человека.

В том же исследовании было обнаружено, что социальная дистанция собеседников при очном и виртуальном общении для подростков неодинакова. Если в реальном общении семья оказывается очень близка, то в общении в интернете и социальных сетях она оказывается на одной из самых дальних позиций. Изменяются и другие параметры, связанные с развитием. В более ранних исследованиях []Холмогорова, 2016; Жилинская, 2014; Бочавер, 2015; Королева, Поливанова, 2014; Солдатова, 2018, 2019 показано, что общение в интернете имеет сейчас большое значение для развития личности подростков, образа Я и так далее. Дискуссионным вопросом становится роль идентичности и социальной идентификации — важной основы социализации. В какой форме сейчас в изменяющемся обществе реализуется становление идентичности?

Важными и труднодоступными для исследования остаются проблемы социализации ребенка в современной семье, роль, формы и функции которой в обществе изменились. Сейчас меняются возрастные нормы и ожидания общества от зрелой личности. Все острее ставится вопрос: какую личность общество готово признавать зрелой, созревшей или взрослой? Как в легализованном многообразии норм определить новые возрастные нормы развития личности? Эти темы остаются острыми не только для психологии личности и возрастной психологии, но и для психологической практики. Родители подростков, учителя и психологи в тревоге ищут ответ на вопрос о том, чего ожидать и требовать от подростков.