Чем опасен плагиат? Как выгодно преподнести свои академические достижения и таланты в резюме и на техническом собеседовании? Зачем магистратура тем, кто не хочет заниматься наукой? В проекте‎«Как поступить» вместе ‎со Сколтехом рассказываем, как заложить фундамент для успешной научной карьеры с первых лет обучения. Специалист по Computer Science Евгений Бурнаев составил чек-лист по получению академической рекомендации.

Рекомендательные письма требуются почти везде: от институтов Российской академии наук до магистратур и аспирантур Сколтеха, НИУ ВШЭ и МФТИ. Система рекомендательных писем распространена на Западе: как правило, европейские и американские выпускники поступают не в магистратуру или аспирантуру своей альма-матер, а подыскивают другое место. Там от них, естественно, помимо формального резюме, хотят получить комментарии людей, которые уже работали с потенциальным магистром или аспирантом. Даже если подобное письмо не содержит существенных деталей, само по себе наличие рекомендации от известного в соответствующей области науки специалиста очень ценно.

Рекомендация подтверждает достижения и демонстрирует потенциал абитуриента

Рекомендация от авторитетного специалиста может сыграть решающую роль при приеме в магистратуру или аспирантуру. Естественно, требуется обоснование, почему он рекомендует именно этого человека, несмотря на то что некоторые формальные показатели у него могут быть не столь высокими: студент мог не успеть опубликовать множество статей за время учебы в бакалавриате или магистратуре, но результаты, уже полученные в выпускной работе, заслуживают высокой оценки и перспективны; либо он участвовал в весомых научных мероприятиях. При правильном стечении обстоятельств к таким аргументам будут прислушиваться. Обычно рекомендация оформляется в виде письма.

Рекомендуем по этой теме:
13088
FAQ: Академическая репутация

Ситуация, когда полузнакомый человек соглашается подписать рекомендацию, написанную вами же, не вполне этична. Но даже ваш научный руководитель может попросить прислать список ваших академических достижений, ведь он не обязан помнить о вас все. Поэтому, если вы пришлете свое резюме и список лучших статей и выступлений, он может учесть их при написании рекомендации и выделить наиболее яркие черты вашей биографии.

Наличие рекомендаций создает репутацию

Разумный человек дорожит репутацией и не станет писать рекомендательное письмо магистру или аспиранту, в котором не видит потенциала. Как правило, если человек соглашается написать рекомендацию, он постарается выделить лучшие качества студента или коллеги. Если же он считает, что это недостойный кандидат, то не будет ничего писать и откажется под благовидным предлогом. Если выпускник не может получить рекомендацию ни у одного преподавателя, с которым работал в бакалавриате или магистратуре, это весьма тревожный сигнал. Но это крайний случай: такого почти не бывает.

Самое главное в рекомендации — описание профессиональных качеств. Но наличие части, которая характеризует личные качества, такие как общение с коллегами, работа в коллективе, умение человека справляться со сложными ситуациями, тоже важно. Наука делается не индивидуально, а коллективно, и поэтому этот аспект учитывается.

Рекомендация подчеркивает связи в научном сообществе

Идеальный рекомендатель — это известный в своей области человек, дорожащий репутацией, который с вами тесно сотрудничал и с которым у вас хорошие взаимоотношения. В случае магистров, собирающихся в аспирантуру, или бакалавров, поступающих в магистратуру, спектр потенциальных рекомендателей, как правило, невелик, ведь молодые специалисты часто не успевают обзавестись большим списком контактов в научной среде. Для них главный рекомендатель — научный руководитель, который может написать, что это очень хороший студент с сильной выпускной работой. Бакалавров могут порекомендовать лекторы или семинаристы с учеными степенями, с которыми студент более или менее часто общался. Бывают и ситуации, когда человек еще не успел защитить дипломную работу, но рекомендация тем не менее нужна. Тогда студент может обратиться в деканат, где могут прокомментировать его учебу: какие у него оценки, посещаемость, пунктуален ли он и так далее.

Если выпускник идет в магистратуру или аспирантуру своего вуза, то рекомендация не всегда оформляется в виде письма. На практике научный руководитель может поручиться за поступающего перед заведующим аспирантурой и заявить, что это надежный будущий аспирант, который должен с большой вероятностью защититься и от которого будет толк как от ученого. Но надеяться лишь на это, особенно в случае магистратуры, не стоит.

Рекомендация обозначает научные интересы

Важно, чтобы научные интересы рекомендателя соответствовали профилю, где требуется рекомендация. Это касается как магистратуры, так и более высоких ступеней академической карьеры. Если молодой специалист претендует на позицию в профессорско-преподавательском составе в другом вузе, то разумно брать рекомендацию у людей, которые работают в той же научной области. Если же ему удастся получить рекомендацию от высокого должностного лица — ректора или проректора вуза, который напрямую с ним не взаимодействовал и у которого совсем другая специальность, — это вызовет вопросы.

Рекомендации отражают спектр мнений об абитуриенте

Хорошо, если рекомендаций будет несколько: они раскроют спектр мнений об абитуриенте. Магистру или аспиранту достаточно двух-трех рекомендаций. Соискателю должности преподавателя — пять-шесть. Больше, как правило, сложно достать: это затратно по времени. Но даже одна хорошая рекомендация способна раскрыть ваши лучшие профессиональные качества и укрепить репутацию в глазах приемной или кадровой комиссии.

На более высоких ступенях академической карьеры процедура получения рекомендаций усложняется. Вместо груды писем соискатель должности преподавателя может предложить комитету контакты потенциальных рекомендателей, которые работают в том же направлении. Комитет, в свою очередь, имеет право воспользоваться или не воспользоваться этими предложениями. С этим человеком могут связаться и обсудить кандидатуру соискателя. Иногда комитет запрашивает мнение у специалиста, которого соискатель не указывал как рекомендателя. Ведь предлагая рекомендателя, соискатель заинтересован, чтобы тот сказал о нем что-то хорошее, а комитету нужен объективный взгляд.

Как получить хорошие рекомендации для поступления в магистратуру:

1. Заранее узнайте требования к рекомендации (свободный формат или специальная форма; наличие печати организации; способ отправки) и заложите время на подготовку.

2. Обратитесь к своему научному руководителю и преподавателям по профильному предмету, у которых есть ученая степень и с которыми вы взаимодействовали чаще всего. Обсудите с ними цель рекомендации и требования к ней.

3. Подготовьте резюме, список лучших статей, выступлений и других достижений и пришлите рекомендателю по его просьбе.

4. В начале рекомендатель указывает свою должность и место работы. Далее обосновывает, почему он дает рекомендацию именно вам, рассказывает о ваших результатах и достижениях, предлагает вас на ту или иную позицию и подписывает письмо.

5. Самое главное в рекомендации — характеристика ваших профессиональных навыков. Но описание ваших личных качеств, в том числе умение работать в коллективе и справляться со сложными ситуациями, выгодно подчеркнет ваши достижения.

6. Если рекомендатель из-за недостатка времени просит вас написать письмо самостоятельно, не пишите хвалебные эпитеты, а приведите конкретные примеры своих достижений, сверяясь с резюме и мотивационным письмом, чтобы избежать повторений. Предложите рекомендателю отредактировать текст.

7. Если требуется, заверьте письмо печатью организации в деканате или договоритесь об этом с преподавателем. Лучше заверять заранее: на это может уйти много времени.