Архетипический женский миф присутствует во многих мировых культурах. Основополагающим европейским женским мифом является древнегреческий об амазонках. Амазонки — женщины-воительницы, одни из самых загадочных женщин в истории, обитали на окраинах тогдашнего цивилизованного мира. Образ жизни амазонок был противоположным образу жизни классического древнегреческого общества, в котором доминировали мужчины. Это не единый миф, а набор мифов и исторических представлений о племенах воинственных женщин, убивавших мужчин и выполнявших, с точки зрения античных людей, исконно мужские функции.

Откуда нам известно об амазонках: античные мифы и свидетельства

Гомер описывал амазонок как «мужеобразных» женщин, сражавшихся на стороне троянцев и побежденных Ахиллом. У отца истории Геродота амазонки предстают «мужеубийцами», совершавшими набеги на Скифию. Греческий историк римского времени Диодор Сицилийский изображает амазонок как храбрых воительниц, которые выжигали себе правую грудь, чтобы она не мешала им стрелять из лука.

Многочисленные упоминания мифа об амазонках встречаются в трудах Гиппократа, в трагедиях Эсхила и Еврипида, поэмах Вергилия и Овидия, в «Географии» Страбона, в биографических и исторических сочинениях Павсания и Плутарха. Несмотря на устойчивый интерес античных авторов к женщинам-воительницам, о точном ареале расселения амазонок, равно как и об их образе жизни, известно крайне мало. Традиционно считается, что они обитали на северо-востоке Малой Азии (Каппадокия, Турция) вдоль реки Фермодонт (современная Терме), впадающей в Черное море. Однако, по мнению Геродота, легендарный народ амазонок жил в районе Меотиды (современное Азовское море), вплоть до реки Танаис (Дон). Античные авторы располагали земли амазонок также в древней Скифии — в предгорьях Кавказа и Северном Причерноморье.

Главный город амазонок — Фемискира — был назван в честь основавшей его первой царицы амазонок, дочери бога войны Ареса и богини любви Афродиты. Под ее предводительством были совершены первые завоевания и подчинены мужчины соседних племен. Согласно одним сведениям, мужчинам амазонки предоставили домашние женские работы, фактически поработив их, а детям мужского пола калечили руки и ноги, чтобы те не смогли в будущем поднять восстание. Согласно же другим сведениям, амазонки встречались с мужчинами из соседних племен, но только раз в год. Рожденных девочек они оставляли себе, а мальчиков отсылали отцам или убивали. Главным занятием амазонок была подготовка к войне. Они умело управлялись с луком и копьем, хорошо ездили верхом, имели щиты и шлемы. Некоторые авторы даже указывали, что именно амазонки ввели кавалерию и железное оружие.

Рекомендуем по этой теме:
21604
Эрос в античной культуре


Амазономахия — битва греков с амазонками. Фрагмент вазы, около 420 г. до н. э.

Миф об амазонках как о грозных соперницах мужчин, равных им на поле боя и нередко превосходящих в мастерстве ведения битвы, связан со множеством других древнегреческих преданий, что делает миф об этом загадочном народе одним из самых популярных в античной традиции. Так, в девятом подвиге Геракл добыл пояс царицы амазонок Ипполиты, разгромив войско амазонок и пленив самых грозных воительниц. Одну из них, Антиопу, Геракл отдал в награду другому древнегреческому герою — Тесею, тем самым спровоцировав нападение амазонок на Афины (по другим сведениям, Антиопа уехала с Тесеем по своей воле). Как пишет Плутарх, Антиопа была «мужелюбива» и не захотела возвращаться к своему племени, даже когда амазонки напали на Афины и стали лагерем у самого Акрополя. В этой битве Антиопа погибла, и война закончилась перемирием.

Еще один миф об амазонках связан с именем Александра Македонского. По сообщению Диодора Сицилийского, когда Александр завоевывал территории по берегу Каспийского моря, к нему прибыла Фалестрида, самая мужественная и красивая царица племени амазонок, с пожеланием иметь ребенка от великого завоевателя. Ребенок, рожденный от родителей, которые превосходят прочих людей, должен был стать первым в мире по доблести, силе и мужеству. И Александр, как передает Диодор, принял царицу, а проведя с ней 30 дней, отпустил домой с богатыми дарами. Впрочем, о дальнейшей судьбе царицы и ребенка автор не сообщает. Подобные предания могут свидетельствовать о том, что античные полководцы действительно встречали женщин-воинов в своих восточных походах.



В греческой мифологии были и другие вымышленные народы, например кентавры. В мифологии и искусстве кентавромахия (например, битва лапифов с кентаврами на Парфеноне; сейчас в Британском музее) описывается так же, как и амазономахия. Однако у амазонок были реальные прототипы — скорее всего, воинственные женщины-кочевницы ираноязычных народов (скифы, сарматы, саки). Главное отличие других вымышленных народов от амазонок — у них нет явной исторической основы. Амазонки — это люди, и невозможно представить рассказы о встречах реальных исторических личностей, например, с кентаврами.

Истоки образа амазонки

Многие приписываемые амазонкам качества — мужененавистничество, стремление к войне, выжигание груди для лучшего владения оружием — могли быть отражением представлений греков о варварских племенах, с которыми греки вступали в контакт и в которых положение женщины было отлично от греческого.

Еще одно объяснение мифа кроется в мировосприятии древних греков. Так, один из сюжетов о разгроме амазонками персидского войска и захвате в плен персидского царя Кира, возможно, отражает страх Запада перед Востоком. Кир был распят, а невиданная храбрость женщин, а также ужас от того, что они убили могущественного царя своего времени, мог свидетельствовать о реальной (парфянской) угрозе, которую греки и римляне ожидали с восточных границ на рубеже эр.

Историческую основу мифов об амазонках можно обнаружить в данных археологии и свидетельствах наиболее достоверных античных письменных источников, в частности в сочинениях Геродота, Страбона и Павсания. По мнению современных исследователей, амазонками античные авторы могли называть реальные племена, жившие на берегах Черного моря, в которых положение женщин и мужчин было равным, а женщины часто находились на поле боя во время сражений. По одной из версий, воины этих племен внешне были настолько непохожи на греков, что их принимали за женщин.

Исследователи сходятся в том, что существуют реальные истоки мифа об амазонках, но расходятся во мнении, что это были за племена и где они могли обитать. В результате раскопок гробниц сармато-сако-скифских кочевников на территории современной Кубани было найдено оружие, принадлежавшее женщинам-воинам, причем их останки демонстрируют признаки боевых ранений. Это дает основание полагать, что женщины-воительницы, сражавшиеся наравне с мужчинами, действительно могли существовать.

Рецепция мифа об амазонках

Образ женщин-воительниц встречается и в мифологиях других народов (древневосточные мифологии, Китай), однако именно древние греки сформировали наши представления об амазонках как о народе женщин-воительниц.

Миф об амазонках был излюбленным сюжетом античных авторов. Уже в Античности можно говорить о двух составляющих мифа, которые повлияли на дальнейшую судьбу и образ амазонок в истории. С одной стороны, античные авторы представляли амазонок как врага цивилизованного мира, который со временем трансформировался в образ «другого», радикально отличного от греческого общества. С подобным объяснением также связаны приписываемые амазонкам качества: воинственность, изменение внешнего облика (выжигание груди), свобода действий и независимость от мужчин.

Рекомендуем по этой теме:
11037
Категория пола в мифе

С другой стороны, в основе закрепившегося в европейской культурной традиции образа амазонки лежит амбивалентность, инверсия мужских и женских ролей: женщина выполняет исконно мужские социальные функции. При этом амазонка остается «традиционной» женщиной. Например, нет никаких сведений о лесбийских связях между амазонками. Они остаются женщинами даже при описании самых кровавых сюжетов с их участием, и здесь античные авторы подчеркивают характерные «женские» роли амазонок: красоту, страсть, способность жить в браке (например, в мифе о Тесее) и рожать детей.

Примером восприятия гендерного образа амазонки могут быть «женские» комедии Аристофана, в первую очередь «Лисистрата». Пьеса рассказывает о «забастовке женщин», которые отказывают мужьям в ласках, чтобы принудить их прекратить войну. И хотя Аристофан не упоминает амазонок, его описание женщин и ситуация, при которой они используют свою власть, чтобы отвлечь мужчин от войны, фактически воспроизводит один из фрагментов мифа — гендерное превосходство женщин, чуждое греческому обществу. Греки воспринимали женское превосходство как ненормальную ситуацию, поэтому и жанр здесь комедийный: над женской властью смеялись как над чем-то нереальным, ведь на самом деле этого произойти не могло.


Амазономахия. Фриз мавзолея в Галикарнасе

Амазонок ваяли в скульптуре, изображали на барельефах, мозаиках и вазах. Сюжет амазономахии (битвы греков с амазонками) был распространен в различных частях античного мира. Мифический разгром амазонок афинянами — один из центральных сюжетов на Парфеноне: в скульптурах воинов безошибочно угадываются женщины-воины, ведущие битву с мужчинами. Сюжеты с битвами амазонок находят на стенах сокровищницы афинян в Дельфах, рельефах фриза храма Аполлона в Бассах или храма Артемиды в Магнесии.

Амазонки после Античности

В поздней Античности и раннем Средневековье миф об амазонках использовался авторами как метафора для описания образа жизни варварских государств. Например, Кассиодор, римский писатель VI века, описывает доблесть женщин племени готов, которые под предводительством двух цариц, Марпезии и Лампеты, без помощи мужчин разгромили войско напавших на них соседей и отправились завоевывать Азию. На самом деле, пишет Кассиодор, это были не готы, а амазонки.

Особую роль миф об амазонках приобретает после открытия Нового Света и во время колониальных завоеваний. Христофор Колумб и Америго Веспуччи в своих воспоминаниях описывали только что открытую ими землю как женскую фигуру, которая похожа одновременно на сладострастную искусительницу и чудовище — на амазонку. А королева Испании Изабелла даже обещала вознаградить тех, кто обнаружит амазонок в Новом Свете, чтобы подтвердить миф о могущественных женщинах, бросивших вызов доминированию мужчин []Batya W. Islands of Women and Amazons (Austin, Tex., 1999), Р. 131..

Самый известный топоним — река Амазонка, которая была названа в честь этого загадочного женского народа. В начале XVI века колонизаторы, продвигаясь вглубь материка, столкнулись с местными племенами, одним из которых было племя обитающих на берегу реки воинствующих женщин, живущих без мужчин []Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха. Доклад о завоевании Нового Королевства Гранада и основание города Богота (июль 1539 года). // Freide Juan. Descubrimiento del Nuevo Reino de Granada y Fundación de Bogotá (1536-1539). — Bogotá: Imprenta del Banco de la República. Их уклад и обычаи напомнили европейским переселенцам миф об амазонках.

Амазонок рисовал Рубенс, описывал Винкельман. У немецкого драматурга начала XIX века Генриха фон Клейста есть пьеса «Пентесилея» — пожалуй, первое масштабное произведение об амазонках. Настоящее возрождение мифа об амазонках начинается в конце XIX века, когда на первый план при восприятии гендерного образа выходит борьба женщин за равноправие. Известное «Письмо к амазонке» Марины Цветаевой адресовано гомосексуальной французской писательнице Натали Барни: в нем Цветаева эмоционально одобряет опыт женщины-писательницы, сравнивая ее с амазонкой, непохожей на других.



Миф об амазонках был использован и в антифашистской пропаганде. Так, в своей статье 1943 года известный советский историк древности А. В. Мишулин описывает эпизод пленения и расправы амазонок над персидским царем Киром. Амазонки наравне с другими племенами, победившие и расправившиеся с «истинным нордийцем» Киром, отождествляются с советским народом, сражающимся с фашистской Германией.

После Второй мировой войны и произошедших изменений в положении женщин миф об амазонках или архетипический женский миф стал основанием для множества экранизаций и постановок о сильных женщинах, борющихся за свои права. Наиболее известными произведениями являются комикс и снятый по его мотивам фильм «Чудо-женщина» (Wonder woman) и сериал «Зена — королева воинов».

Черты образа амазонок обнаруживаются у многих женских персонажей, которым в сюжете отводится роль воительниц. Показательным примером служат многочисленные фильмы с женщинами-супергероями («Люди Икс», «Женщина-кошка» и другие). Амазонкой можно считать сержанта Рипли из серии фильмов «Чужой» и принцессу Лею из «Звездных войн». Классический миф об амазонке как мужененавистнице прослеживается в четвертом фильме об Индиане Джонсе, где смелая и воинствующая женщина противостоит традиционному образу мужчины, по сюжету не уступая ему в силе и возможностях. И неслучайно советская цензура изменила название польского фильма «Секс-миссия» (1984 год, вышел в советский прокат в 1986 году) на «Новые амазонки».

Mayor A. The Amazons: lives and legends of warrior women across the ancient world. Princeton University Press, 2014.

Mayor A. Amazons // The Encyclopedia of Ancient History / Ed. R.S. Bagnall et al. 2013. Oxford: Wiley-Blackwell, Vol. I, P. 350–351

Blok J. The early Amazons: Modern and ancient perspectives on a persistent myth. Leiden, 1995.

Davis-Kimball J. Warrior women in Eurasia // Archaeology 50 (1997), 1, p. 44–48.

Staley G. ‘Beyond glorious Ocean’: Feminism, Myth, and America // Laughing with Medusa. Classical Myth and Feminist Thought/ Oxford, 2006. Р. 218.

Скрипник Т.A. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения, 1988, Вып. 5, С. 29–39.