Орнитология — наука о птицах. Она изучает их биологию, экологию, морфологию, энергетику и происхождение. В зависимости от направления исследований требуется учет или оценка численности птиц. Существует множество способов это сделать, и все они зависят от задач и целей, поставленных перед исследователями. Как правило, различные методы учета численности не дают абсолютно точных значений. Что касается самих методов, то они во многом зависят от вида птицы, ее биологии и размера.

Оценка численности птиц необходима, с одной стороны, для понимания механизмов функционирования природных экосистем, их продуктивности и устойчивости, с другой — для оценки успешности самого вида: его экологической пластичности, адаптации к различным условиям, а также эволюционных преимуществ. Для малочисленных видов и видов, находящихся под угрозой исчезновения, оценка численности на каждом этапе жизненного цикла необходима для выработки стратегий охраны, сохранения или просчета возможности возобновления вида. Наиболее интересные результаты получаются, когда обнаруживается корреляция между различными внешними или внутренними факторами и изменением численности птиц.

20069
Профессия — ученый: орнитолог

Существует огромное количество способов для оценки численности популяций птиц. Самыми распространенными являются различные визуальные методы, учет птиц по голосам, учет гнездящихся пар птиц, определение количества птиц при отлове и кольцевании. Наиболее развиты визуальные методы. Они включают учет птиц на немиграционных маршрутах и учет в определенных местах — к примеру, в местах кормежки или в местах постоянных скоплений. Учет птиц, пролетающих над определенным местом, используется для оценки численности мигрирующих птиц. При использовании этих методов исследователи просто считают пернатых, используя бинокли, подзорные трубы и другие необходимые инструменты. Часто используется фотосъемка: число птиц подсчитывается на фотографиях.

Учет численности птиц по голосам используется в маршрутных учетах; гнездовое время только для представителей одного из отрядов птиц — воробьиных.

Учет гнездящихся птиц и прежде всего пар дает более точные результаты, чем визуальные методы и учет по голосам. Способ предполагает поиск и нахождение всех гнезд на ограниченной территории. Он используется либо для конкретного ареала, либо, наоборот, для больших территорий, где необходим поиск гнезд более крупных видов птиц. Учет количества птиц при отлове и кольцевании не дает точные цифры общей численности птиц, но лучше всего подходит для сравнительных исследований: оценки влияния различных факторов или многолетней динамики.

Существует множество факторов, влияющих на сокращение численности птиц. Превалирующий — это среда. Человек в процессе своей жизнедеятельности уничтожает естественные места обитания пернатых, происходит их сокращение. Леса, поля и зеленые насаждения исчезают, а на их месте появляются несчетные сети асфальтированных дорог, возводятся невзрачные многоэтажки. Проводимое в парках благоустройство также сказывается на сокращении количества птиц. Скашивание травы, прокладывание дорожек и облагораживание галькой мест вокруг водоемов приводит к сокращению местообитания животных. К примеру, в Москве за последние несколько лет такое благоустройство привело к сокращению численности соловьев.

Бродячие кошки и собаки также являются угрозой для птиц. Говоря о кошках, необходимо понимать, что они уничтожают не только мышей, но и всех птиц, обитающих на определенной территории, разоряют их гнезда, охотятся на выводки белок. Все это наносит огромный урон экосистеме. Проблема хищничества кошек активно обсуждается в Америке, Австралии и Новой Зеландии. К сожалению, данная проблема не имеет новостной повестки в России, хотя первые публикации на эту тему появились еще в 1900 году.

Происхождение птиц от динозавров

Человек всегда будет преобразовывать среду обитания. Такова его природа. Но возникает вопрос: чего мы хотим? Возводить огромные городские агломерации и существовать в безликих серых джунглях, строя вместо парка или сквера очередную многоэтажку? Или мы хотим сосуществовать с природой, иметь возможность контактировать с ней, пускай и в узких рамках городской среды? Я считаю, выбор очевиден.